Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома

Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [22, с. 14].

Выбирая из множества профессий, надо, чтобы воспитанник знал, чего он сам хочет (мотивы выбора):

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

какая заработная плата его устроит?

какой образ жизни он хочет вести?

сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.

И третье условие – важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе [8, с. 46].

Большое внимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины:

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т.д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т.д.) [20, с. 30].

Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии [19, с. 42].

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего

самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо [9, с. 87].

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность [14, с. 28].

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.


Тонкости педагогики:

Проблемы и перспективы развития муниципальной системы образования
Сегодня в Орловской области функционирует 34 учреждения начального и среднего профессионального образования, где обучается более 13 тысяч человек. В минувшем году в сфере профессионального образования региона произошли некоторые изменения: путем слияния реорганизованы профессиональные училища № 4 и ...

Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...

Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru