В свободном речевом общении с детьми воспитатель обращается к ним со связной речью, состоящей, как минимум, из законченного предложения. В предложении воспитатель выделяет те слова, лексическое значение которых нужно пояснить детям. ("Посмотрите, дети, кто к нам пожаловал, - говорит воспитатель, показывая новые игрушки. - Это тигр, тигрица и тигренок!" Обращаясь поочередно к каждому ребенку, он предлагает им повторить названия зверей: "Теперь ты, Андрей, скажи: тигр"). В тексте же выделяет воспитатель определенные словоформы и словосочетания, если учит детей употреблению грамматических форм. ("Скажи, Андрюша, к кому приблизился тигренок: к тигру или к тигрице?" - "Он приблизился к тигрицу" (малыш искажает дательный падеж). - "Нет, надо сказать: "К тигрице", - учит воспитатель. Ребенок снова произносит это предложение и старается исправить ошибку) Из текста выделяет воспитатель и отдельный звук, чтобы поучить ребенка правильно его артикулировать. ("Тиггица", - говорит малыш, картавя, т.е. искажая звук [р]. "А ты, Андрюша, помнишь, как рычат звери? - спрашивает воспитатель. - Гыр-р-р, гы-р-р-р". Мальчик вступает в игру, тоже "рычит" и в конце концов овладевает артикуляцией трудного для него звука)
Обычно занятия по развитию речи детей начинаются чтением - слушанием художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о действительном событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог), их упражняют на адаптированном (приспособленном для целей обучения) языковом дидактическом материале - на отдельных словах, словосочетаниях, звуках, звукосочетаниях - в целях выравнивания навыков лексических, грамматических, фонетических.
Занятия, направленные на сенсорное развитие мы проводили с использованием методов рисования, лепки и аппликации, такие занятия снимали напряжение, обогащали эмоциональный уровень, учили взаимодействию с взрослым.
Через рисунки маленькие дети познавали мир, общались с нами, передавали свое состояние без слов. Рисование пальчиками вызывает восторг любого малыша. А радостные эмоции - это путь к здоровой психике. Все дети любят рисовать и совершенно уверены, что могут рисовать. Задача взрослых - не разубеждать их в этом.
На занятиях "Рисовалки" дети учились:
правильно держать в руке кисточку, карандаш, мелок, рисовать красками (акварелью, гуашью), штриховать карандашами и мелками, делать аппликации отрывным способом, лепить из пластилина, узнавать цвета и геометрические фигуры, их форму и размер.
Занятия проходили 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 25 мин.
Подробное календарное планирование занятий по развитию детей раннего возраста представлено в приложении 4.
Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели целенаправленную работу по развитию речи и сенсорному развитию детей раннего возраста. Эффективность реализованных нами мероприятий мы рассмотрим в следующем параграфе.
Тонкости педагогики:
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...
Работа с книгой на уроках биологии
иллюстрационный материал биология урок Решению задач реформы школы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной ...
Виды интерактивных приемов
Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае х ...