В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы.
На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей раннего возраста в сферах речевого и сенсорного развития.
Решение основных задач достигалось направленным воздействием на данные сферы личности.
Для реализации этих задач мы провели серию занятий, календарное планирование приведено в приложении 4.
Для речевого развития нами разработаны занятия серии "Говорилки".
"Говорилки" - занятия по развитию речи детей раннего возраста способствовали обогащению речи малышей, расширение детского словаря. Развивающие занятия с детьми мы проводили один раз в неделю, мы контролировали процесс развития речи испытуемых, занимались правильной постановкой звуков. Речь детей становилась богаче, увеличивается словарный запас.
На наших занятиях по развитию речи мы уделяли особое внимание развитию основных психических функций: мышления, внимания, памяти, ощущения и восприятия.
На специальных занятиях мы проводили воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи - монологу и диалогу - в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть. Сенсорное развитие детей мы организовали с помощью занятий по развитию мелкой моторики, координации движений и органов чувств, общей, ручной и артикуляционной моторики.
Занятия с детьми способствовали также расширению игрового и познавательного опыта ребенка.
Занятия по развитию речи включали в себя:
тренировку памяти ребенка - малыши учили наизусть песенки, стихи и скороговорки;
развивающие упражнения для мелкой моторики и артикуляции, ведь правильная речь напрямую связана с умением управлять пальчиками;
выполнение специальных логопедических заданий перед зеркалом;
расширение словаря детей.
Продолжительность занятия - 25 минут.
К монологической речи воспитатель ведет ребенка через постепенное усвоение каждого компонента (грамматики, лексики, фонологии) в отдельности: воспитатель разговаривает с детьми, помогая им овладеть диалогической речью, в которой каждая реплика - синтаксически оформленное предложение; но чтобы правильно строить предложения, надо научиться различать на слух и понимать морфологические формы слов, следовательно, надо учить детей словоизменению - склонению и спряжению; склонять и спрягать целесообразно только те слова, лексический смысл которых понятен, отсюда задача воспитателя - по возможности обогащать словарный запас каждого ребенка; понимать лексическое значение слова, грамматические значения его форм, смысл интонации предложения можно лишь в том случае, если научиться выделять на слух в чужой речи фонемы и просодемы, а это становится возможным, если научишься сам артикулировать звуки речи и модулировать интонацию фразы - весь состав ее просодем; следовательно, задача воспитателя - совершенствовать звуковую сторону речи ребенка.
Осваивая монологическую речь, дети как бы перенимают ее из уст воспитателя, который рассказывает им о реальных событиях, описывает реальные предметы или рассуждает о причинах и следствиях реальных явлений. В своем повествовании, описании, рассуждении воспитатель опирается на жизненный опыт детей и одновременно расширяет этот опыт (знакомит с окружающими).
Тонкости педагогики:
Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку
для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Задачи языкового образования и речевого развития школьник ...
Проведение опытно-экспериментальной части исследования
Для второго этапа опытно-экспериментальной базой исследования послужила гимназия № 22.г.Майкопа. В нем участвовал 3 «а» класс, опять же первая группа, состоящая из 10 человек. Эксперимент проходил в конце года, когда учащиеся в течение года изучали компьютер. Цель: с помощью компьютера выявить степ ...
Методика проведения и анализа результатов констатирующего эксперимента
Место прохождения преддипломной практики: Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова. Техникум основан в 1869 году братьями Иваном и Василием Милютиными. В 2006 году контингент учащихся составил 1750 человек. Преподавательский состав - 71 человек. Среди подлинных мастеров своего дела ...