История представлений о мышлении, альтернативных психологическим

Страница 2

Так, В.А. Лефевр доказал логически и математически, что даже в самых простых случаях совместной деятельности тогда, когда в действие включается рефлексия, результат становится непредсказуемым [11].Как управлять системой если результаты проходящих в ней процессов не предсказуемы? Тут и помогает логика органических целостностей.

Подобные системы, факт существования которых был обозначен ещё И. Кантом, а проблема исследования поставлена К. Марксом (он ввёл для таких систем термин «органические»), были исследованы М.К. Мамардашвили [12]. Он выделил основную особенность таких систем: связь, собирающая элементы системы в целое, присутствует в них как идеальный образ.

Мы не можем до конца описать любую практику, представляющую целостный системный объект, как набор, сумму технологий, в смысле аналитического разложения [19]; практики развивающие системность должны быть описаны системно.

В современных образовательных модулях часто используются формы ОДИ в той или иной мере упрощённые, но всё же показавшие свою эффективность на практике. Вопрос что именно из практики ОДИ и почему мы можем и должны использовать для достижения наших целей. «В ядре педагогической мыследеятельности лежит процесс сложно организованной коммуникации, направленной на усвоение некоего содержания (пакета взаимосвязанных содержаний)» [27]. «Проблема содержания образования - есть проблема правильной организации ситуации коллективной мыследеятельности и ситуаций коммуникаций; проблема организации содержательной коммуникации, где формируются способы мышления, способы понимания, рефлексии, мышления-речи; это проблема коммуникации и действия, коммуникации, в которой эти способы возникают, рефлексируются и выделяются за счёт рефлексии, обобщаются и символизируются в специальных средствах и, наконец, закрепляются в схемах и вторичных формах, выходящих за границы данной конкретной ситуации.»

Схема коллективной мыследеятельности и построенные на её основе организационно-технические схемы мыследеятельности [26] адекватно описывают ОДИ именно с точки зрения её основного эффекта: системных изменений в «обыгрываемой» деятельности. Участники ОДИ с точки зрения замысла - морфология, на которой осуществляется развитие. «Мышление существует реально - как субстанция, независимо от того, есть люди или нет людей» [23]. Судьба участников ОДИ по большому счёту безразлична, цель ОДИ - трансформация крупных систем деятельности, от больших организаций до культурных форм. Схема коллективной мыследеятельности, описывая практику, в которой появляется мышление, теряет людей; отсюда неоднократная критика ОДИ психологами и педагогами, работающими в гуманистической парадигме.

В то же время едва ли не с самого начала практики ОДИ было замечено, что участие в ОДИ приводит к ряду личностных эффектов, связанных с самоопределением и развитием мышления. Возникла гипотеза, что ОДИ в полной или редуцированной форме может быть использована для решения определённых образовательных задач, не решаемых в традиционных формах среднего и высшего образования.

В Красноярске под руководством Б.И. Хасана и А.М. Аронова с 1985 года проводятся игры на самоопределение студентов и появление личных целей, задач на профессиональное образование. Далее ОДИ-образные формы использовались в Краевых Летних Школах для учеников средних общеобразовательных школ под руководством Г. Асиньярова, позднее в выездных школах «НооГен».

Общая идея таких форм состояла в следующем: участники моделируют в своих действиях объект, над которым строится игра, и в рефлексии выделяются основания для моделирования. Тем самым возможные «объективные основания» для деятельности имеют шанс стать личными основаниями участников.

С другой стороны давно назрела необходимость в акцентировании школ на проектной деятельности, так как проектное мышление стало культурной доминантой XX века и начала XXI. С переходом проектного мышления на не инженерные объекты встал вопрос о том, какие языки адекватны для такого мышления?

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Анализ документов о специальном дошкольном образовании в Российской Федерации
нарушение слух дошкольный образование Конституцией Российской Федерации декларируется право на образование всем гражданам нашей страны. В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 09.02.99, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с о ...

Виды и характеристика средств обучения
Рассматривая средства обучения, используемые на занятиях по ОБЖ, акцент делается на их специфике и особенностях применения. Средства обучения влияют на развитие учащихся не сами по себе, а лишь в процессе обучения, когда они используются в их учебно-познавательной деятельности. Вербальные средства ...

Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения
Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др. Преобладание того или иного направления ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru