Высшая школа США на современном этапе

Современная педагогика » Высшая школа США на современном этапе

Выработка общей политики в области высшего образования и надзор за деятельностью высших учебных заведений США вплоть до 1979 года были возложены на ведомство высшего образования, входившее в Министерство здравоохранения, высшего образования и социального обеспечения, то есть на федеральное правительство. В течение 70 лет в стране шли дебаты поп поводу создания министерства образования, и наконец 17 октября 1979 года президент Картер подписан этот законопроект, который обрел силу закона. Так появилось 13-е по счету федеральное министерство США – Министерство образования.

Наряду с этим в каждом из 50 штатов имеется своя система руководства образованием: отдельные системы существуют также в округе Колумбия, в Пуэрто-Рико (где обучение ведется на испанском и английском языках) и на Гуаме. В каждом штате, а также в перечисленных выше районах работой всех учебных заведений руководит отдел народного образования, устанавливающий обязательный для всех школ академический уровень обучения. В состав отдела народного образования штата входят местные комитеты, которые осуществляют руководство в своих городах или округах. Местные комитеты состоят из деятелей образования, общественных деятелей, представителей деловых кругов Америки и наделены большими полномочиями в определении как общих задач и требований к образованию, так о конкретных вопросов составления учебных программ, формирования вузовских контингентов.

Необходимую координацию деятельности комитетов и отделов народного образования штатов осуществляет входящий в состав американского конгресса специальный Комитет по образованию и труду, а также созданное Министерство образования.

В задачи Министерства образования входит: выработка политики в области образования, подготовка законопроектов, решение 152 программ – помощь начальным и средним школам, осуществление профессионального обучения, рассмотрение проблем, связанных с высшей школой, помощь студентам и распределение средств, выделяемых федеральным правительством на высшее образование, сбор статистических данных, разработка программ обмена студентами, преподавателями и т.п.

Министерство образования включает в себя 5 отделов:

1. школьное образование;

2. обучение умственно отсталых детей;

3. профессиональная подготовка и обучение взрослых;

4. высшее образование;

5. отдел по обучению индейцев;

Высший орган любого учебного заведения страны – Совет опекунов или Совет попечителей – законодательно должен и действительно состоит из ведущих представителей финансово-промышленных кругов, занимающих руководящие посты в сфере бизнеса и политики либо штата, либо государства в целом.

Как правило, губернатор штата или мэр города определяет состав попечителей советов вузов. Выборный, вернее, частично выборный штат правления имеют лишь некоторые институты, в основном частные, высокопрестижные колледжи, такие, как Киркландский или Гамильтоновский. Гамильтоновским колледжем, в частности, руководит Совет из 28 попечителей, избираемых сроком на 6 лет. При этом 16 членов выбирает сам Совет, а 12 его членов – это бывшие питомцы колледжа.

Совет попечителей наделен большими полномочиями, он решает финансовые вопросы вуза, избирает его президента, вице-президента, в крупных институтах – несколько вице-президентов по научной и учебной работе, административным делам; назначает состав деканата, руководителей отделов и департаментов, определяет общую политику вуза, разрабатывает и утверждает план педагогической и научно-исследовательской деятельности, определяет, по каким специальностям осуществляет подготовку учебное заведение, а также содержание, идеологическую направленность преподавания; разрабатывает правила приема и формирования студенческих контингентов и т.д.

Наряду с такими крупными структурными подразделениями, как факультет (аналогичный российским факультетам) и кафедра (также имеющая много общего с кафедрами наших вузов), во многих американских высших учебных заведениях созданы междисциплинарные департаменты, ответственные за подготовку специалистов определенного профиля. В университетах или больших институтах эти департаменты функционируют, как правило, наравне с факультетами и другими структурными подразделениями.

Помимо структурных подразделений, связанных с учебной деятельностью вузов, целый ряд подразделений административного характера выполняет различные организационно-вспомогательные функции.

Например, в студенческий отдел, возглавляемый деканом, могут входить на правах своего рода консультантов и представители студенчества. Как отмечает целый ряд деятелей высшей школы США, студенческое самоуправление завоевывает все более прочное место в определении многих вузовских вопросов, которые решались раньше на уровне администрации.

Регистрационный отдел занимается комплектованием студенческих групп на основании проведенных записей о желании студентов заниматься теми или иными предметами, составлением расписания занятий, учетом успеваемости студентов, ведением их личных дел, выдачей им свидетельств или дипломов, а также вопросами информации. Этому аспекту деятельности высшей школы последнее время уделяется большее, чем прежде, внимание.

Отдел приема во главе с директором и штатом помощников в течение года проводит консультации с абитуриентами, ведет с ними переписку для выявления наклонностей, что помогает давать им правильные рекомендации. Отдел осуществляет тестирование, проводит экзамены, зачисляет абитуриентов в институт. Обычно в деятельности этого отдела принимают участие выпускники данного вуза. Они помогают осуществлять прием в институт, создают денежный фонд помощи студентам этого учебного заведения.

Отдел трудоустройства поддерживает широкие контакты с промышленными компаниями, фирмами, решая вопросы трудоустройства выпускников данного учебного заведения, а также работы в период студенческих каникул. Вузовские отделы трудоустройства участвуют также и в организации зарубежных трудовых соглашений для американского студенчества на летнее время.

Своего рода формой самоконтроля и руководства деятельностью высшей школы Америки со стороны государства является проводимая только в США аккредитация высших учебных заведений. Начало этой системы относят к 1787 году, когда в штате Нью-Йорк была проведена первая проверка колледжей. Аккредитация является формой признания значения вуза, соответствия качества обучения в нем требуемым стандартам. И лишь высокопрестижные, признанные вузы, как Институт музыкальных наук, могут позволить себе отказаться от аккредитации.

В настоящее время главной аккредитирующей организацией в США является Совет по делам высшего образования.

Система аккредитации выполняет сегодня лишь превентивную роль, и осуществить задачу подчинения высших учебных заведений неким общегосударственным требованиям она не может, так как в сфере высшего образования еще не разработаны сколько-нибудь общие критерии качества подготовки специалистов, содержания обучения, единые требования к программам вузов и т.п.

В связи с вопросом о денежных средствах и значимости аккредитации вузов стоит отметить, что, согласно законам Соединенных Штатов, федеральные ассигнования выделяются только аккредитованным вузам.

Для облегчения процедуры распределения средств, выделяемых на все послесреднее образование, было разрешено разделить все послесредние учебные заведения на 4 основных сектора: 1-й – академический, 2-й – неакадемический, 3-й – все другие послесредние институты, 4-й – охватывает широкую область формальных и неформальных агенств и институтов, дающих образование по нестандартным программам.

Нынешняя же тенденция в области финансирования высшего образования в США такова, что плата и взносы студентов за обучение как в государственных, так и в частных вузах становится все более важной статьей расходов и внастоящее время составляет 40% всех частных средств.


Тонкости педагогики:

Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования
Для определения сущности и содержания ценностного отношения к здоровью необходимо уяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «отношение», «ценностное отношение», «здоровый образ» и «стиль жизни», а также характерные особенности их взаимосвязи. Теория ценнос ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнк ...

Понятие интерактивного обучения и приемов
Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: переживание у ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru