Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 3

Метод парного сравнения

Разновидностью рейтинга является так называемый метод парного сравнения, особенно широко используемый в современной социальной психологии. Методика парного сравнения заключается в том, что за основу сравнения берется одна интересующая исследователя характеристика человека (например, организаторские способности, отношение к делу, чувство долга и т.п.). Сравнение проводится по каждому из исследуемых признаков. При этом один человек сравнивается с каждым в данной группе. Это сравнение получает математическое выражение (если эксперт считает, что по данному качеству оба сравниваемых равны, каждый из них оценивается баллом один. Если одно из сравниваемых лиц проявляет данное качество в большей степени, оно получает 2 балла, а тот, кто уступает по уровню проявления этого качества, получает 0 баллов).

Метод самооценки

Частным случаем рейтинга является метод самооценки. Прогностическое значение данного метода обусловлено тем, что самооценка как одно из проявлений самосознания существенно влияет на все проявления личности, детерминирует ее поведение, характер, темп деятельности и т.п.

Вообще, говоря о прогностической эффективности описанных выше методов следует иметь ввиду, что каждый их них по-своему уникален и незаменим, однако ни один из них используемый в отдельности не сможет дать сколько-нибудь достоверной прогностической информации. Как справедливо замечает М.Н. Скаткин, «не надо требовать от любого метода больше того, что он может дать, а следует умело использовать каждый метод на своем месте в сочетании с другими методами» [8].

Страницы: 1 2 3 


Тонкости педагогики:

Определение учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
Во время применения монологического метода деятельность учащихся исполнительская, заключающаяся в конспектировании материала. Во время применения алгоритмического метода деятельность учащихся исполнительская, частично репродуктивная заключающаяся в конспектировании и усваивании алгоритма решения за ...

Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...

Духовно-нравственное преодоление СДВГ дошкольников
Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. О наличии у ребенка СДВГ, пре ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru