Методы экспертных оценок
К методам экспертных оценок относят методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов. Основное применение эти методы находят в процессе обоснования и принятия различных управленческих решений.
В настоящее время для оптимального управления сложными объектами и прогнозирования их возможного состояния в будущем используются автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные информационные системы (АИС) и другие технические средства сбора, обработки и хранения информации на основе широкого использования ЭВМ.
Однако применение технических средств и математических методов не может дать должного эффекта, если объекты прогнозирования и управления полностью или частично не поддаются формализации. Именно в этих случаях особенно большое значение приобретают методы экспертных оценок, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта квалифицированных специалистов.
В педагогическом прогнозировании используется метод коллективных экспертных оценок. Коллективные экспертные оценки, или, иначе - обобщенные различные индивидуальные мнения экспертов – существенно повышают достоверность педагогических прогнозов.
Используемые в настоящее время методы получения экспертных оценок весьма разнообразны. Вот самые распространенные из них:
1. метод комиссии (непосредственный обмен мнениями между специалистами с учетом возможности использования каждым отдельным экспертом мнения коллег);
2. метод мозговой атаки или коллективной генерации идей (в этом случае этап генерирования идей и этап их критической оценки отделены друг от друга по времени, что создает благоприятные условия для свободного изъявления мнений);
3. метод Дельфи (последовательное анкетирование мнений экспертов и выявление преобладающего суждения специалистов);
4. публикационный метод прогнозирования (анализ публикаций экспертов, в которых отражены их суждения об исследуемых объектах).
Методы моделирования
Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется методом моделирования.
Моделирование – это «построение (или выбор) и изучение такого объекта любой природы (называемого моделью), который способен замещать исследуемый объект и изучение которого дает новую информацию об этом объекте» [7].
В настоящее время существует множество различных систем классификации моделей. Одна из таких систем построена на различии в форме воспроизведения оригинала; по данной классификации все модели делят на два больших класса: материальные и мысленные. К числу материальных моделей относятся все те модели, которые сконструированы человеком искусственно или взяты из природы в качестве образцов. Примерами таких моделей могут быть различные предметные модели, воспроизводящие процессы, присущие объектам, только в измененных пространственно-временных масштабах или на другой физической основе (действующие модели различных производственных процессов, электронные модели сердечно - сосудистой и других систем и т.п.).
Мысленные модели отличаются тем, что они конструируются в форме мысленных образов, существующих лишь в голове исследователя. Таким образом, все операции над мысленными моделями, все преобразования и изменения в них осуществляются субъектом на основе мысленного экспериментирования.
Мысленные модели играют исключительно важную роль в научном прогнозировании: они дают возможность исследовать систему, близкую к реальной, в случае, когда непосредственный эксперимент на ней либо невозможен, либо слишком дорог.
В последние годы значительно возрос интерес к методам моделирования и среди педагогов. Большое внимание, уделяемое в настоящее время этим методам, связано, главным образом, с надеждами на то, что с их помощью удастся вплотную подойти к созданию количественных теорий, которые будут адекватно отражать основные качественные аспекты исследуемых педагогических явлений.
Тонкости педагогики:
Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...
Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...
Биологический подход к содержанию комнатных растений
Комнатные растения нуждаются в постоянном уходе. Если листья покрылись пылью, цветы этого растения перестают «дышать», поэтому листья растений время от времени обязательно нужно обмывать или протирать мягкой щеткой или тряпочкой, смоченными в теплой воде. Пожелтевшие кончики листьев необходимо подр ...