Весь упор в работе делается на развитие познавательных и творческих способностей личности учащихся. Нигде не сказано: научить строгать или пилить, допустим, деревянную планку, или научить точить болты (хотя эти элементы и присутствуют). Побуждая учеников сознательно и творчески разрабатывать новые изделия, мы явственно увидим ту разницу, которая пока плохо воспринимается будущими учителями при произнесении слов «деятельность продуктивного или репродуктивного характера».
Накопленный опыт преподавания технологии в российской школе позволяет констатировать: при правильно поставленных задачах повышается качество образования, развиваются качества личности, логическое мышление, умение планировать, инициатива, видение перспективы, поиск и обработка информации, овладение коммуникативными навыками (техническая графика, грамотная речь), складывается достоверное представление о производстве, экономике и предпринимательстве - через практическую работу, ориентированную на проблемный метод обучения. Волей судьбы на плечи учителей школы сегодня возложена историческая ответственность за будущее нашей страны, ибо подготовка поколения, вступающего в жизнь в XXI веке, будет доверена им.
Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.
При рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Успешность формирования такой личности определяется не столько содержанием трудового обучения, сколько его направленностью, подчиненностью определенным задачам, установленным приоритетам.
Таким образом, задачи современного образования требуют, чтобы учащиеся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащихся по машиноведению.
Такой подход позволяет расширить или совмещать различные виды деятельности, формировать у школьников комплексные технические знания, умения и навыки работы на различных станках, вырабатывать у них широкую подвижность трудовых функций.
Совмещение различных видов деятельности в рамках одной профессии, считают ученые-педагоги (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, и др.), расширяет спектр применяемых знаний, в него входят все новые и новые элементы. В силу своей многоплановости практико-познавательные взаимодействия с техникой требуют комплексного применения знаний, причем в ряде случаев учащимся приходится применять комплексно и в различных сочетаниях уже ранее интегрированные знания.
Поэтому, для того чтобы подготовить школьников к мобильному переключению на новую технику и технологию, к быстрой адаптации к новым условиям труда нужны структуры познавательной деятельности, сохраняющие определенную инвариантность в знаниях о предметном содержании труда, о способах и приемах анализа технических объектов. Подобные структуры познавательной деятельности по своей природе имеют политехнический характер и закрепляются в опыте поисковой деятельности учащихся в процессе изучения на принципах общности механизмов.
Методические проблемы обучения школьников VII классов устройству и выполнению различных технологических операций на токарно-винторезных станках на принципах преемственности знаний и умений связаны с обучением школьников выявлению общности на основе системного политехнического анализа станков.
Наиболее удобным приемом формирования комплексных технических знаний и умений учащихся представляется составление кинематических схем сравниваемых технических объектов, выявления как осуществляется передача движения, устройств и работа каждого механизма, его роль в обработке детали, что общего со сравниваемым другим станком, предназначенным для обработки металлолом и т.д.
У. Эшби и другие ученые считают, что изучение технических объектов на примере общности механизмов требует создания упрощенной, а вернее обобщенной модели позволяющей найти общие характеристики в конструкции и действии сравниваемого оборудования.
Также анализ педагогической практики, работ, посвященных общим и частным методам обучения (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) и проблемам политехнического образования (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.Г. Зубов, П.И. Ставский), приводит к выводу, что политехническая подготовка в образовательной области «Технология» должна обеспечиваться специфическим набором методов.
Тонкости педагогики:
Компетентность преподавателя
В Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года сказано, что современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования больши ...
Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все зву ...
Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в исто ...