Проблемы введения нового стандарта

Страница 1

Разработка стандарта затрагивает интересы множества социальных групп: учителей, чиновников, министерства образования, представителей высших учебных заведений и академических институтов. Учеников и их родителей. Их интересы часто противоречат друг другу. Например, преподаватели вузов хотят, чтобы школа готовила абитуриентов, которых легко было бы учить дальше. Академические институты хотят, чтобы школьные программы отражали логику и современные достижения науки. Предметники – чтобы школьники 8 часов в неделю изучали их предмет. Ученики – чтобы им было легко и интересно учиться. Родители – чтобы дети получили качественное и нужное образование. Для того, чтобы удовлетворить интересы всех сторон необходимо организовывать конференции, съезды, сборы. Но на это практически не было времени.

Документ рождался в рекордные сроки: февраль-март 2002 г. –разработка концептуальных оснований, март-июль –2002 г. - разработка содержательного наполнения стандарта. август-сентябрь 2002 г. – общественное обсуждение и научная экспертиза, октябрь – доработка проекта, ноябрь – представление проекта стандарта в Министерство образования и внесение дополнений и изменений по замечаниям и предложениям министерства. Министерство образования заказало стандарт, организовало его обсуждение, внесло в него замечания и приняло, а потом отправило на утверждение в Государственную Думу.

В течение нескольких лет общим в агитации за добротное образование стали рассуждения о том, что образование связано с проблемами государственной безопасности, что это приоритетное направление государственной политики, что в этой сфере задействовано 38-40 млн. человек населения страны (если говорить честно, то затрагивает оно практически всё население: не учится сам – так учатся его дети, не дети - так внуки). Следовательно. обсуждать новые стандарты, если они так или иначе затрагивают всё общество, нужно вдумчиво, толково, спокойно, а главное – всем, кому небезразлична судьба его детей, внуков, будущих поколений, потому что стандарты принимаются не на один год и даже не на пятилетку. Несмотря на это Э. Днепров считает, что «педагоги, мягко говоря, преувеличивают свою роль, пытаясь диктовать обществу и государству свои часто весьма спорные и противоречивые представления об образовании и его содержании»[17]. Вот видимо так и обсуждался стандарт, без участия учителей, родителей и т.д.

В результате разработки все оказались в цейтноте: общество, которому для обсуждения предоставлялся лишь месяц; авторы учебников, которым пришлось бы срочно изготавливать новые учебники; учителя, которым в сентябре 2003 г. согласно имеющимся планам, пришлось бы преподавать по новым стандартам. В условиях цейтнота работали и предметные группы. Это явилось «серьёзной причиной, это признают руководители временного научного коллектива (ВНК) Э.Д. Днепров и В.Д. Шадриков, помешавшей выйти за рамки только первого рабочего варианта проекта стандарта высшей школы» [52,ч.1,стр.18]. Материалы были представлены для публикации в самое последнее время. Предисловие к стандарту, по существу, - это вынужденное признание руководителей ВНК в том, что качество проекта стандартов неудовлетворительно, а намеченные сроки, обозначенные в «Техническом задании», утверждённом Министерством образования, сорваны. За это ответственно само Министерство, утвердившее нереальный план.

Двумя главными установками для всего коллектива разработчиков были борьба с перегрузкой и смена программы школьного образования, выражающаяся в переходе от традиционной схемы изложения основ науки к схеме, декларируемые приоритеты которой - общее культурное личностное развитие. Авторы полагают уменьшить число часов, отводимых на естественные науки и увеличить – на гуманитарные

Как же авторами велась борьба с перегрузкой. Посмотрим на БУП 1998 г. и объёмные показатели [52, ч.1, стр. 27-30] (ОП) 2002 г.

Уровень образования

БУП 1998 г.

ОП 2002г. без физкультуры

ОП с физкультурой

Требования СанПиН

Начальное общее. образование

2768

2736

3006

2904

Основное общее образование

4970

4690

5040

5320

Среднее (полное) общее образование

2240

Баз. уровень -1505

Проф. уровень - 2695

Баз. уровень -1645

Проф. уровень -2800

2520

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Развитие способов и методов обучения
Методы обучения на сегодняшний день можно определить как способы и алгоритмы изложения содержания учебного материала, направленные на его восприятие и усвоение. С организационной точки зрения каждый метод обучения представляет собой систему взаимных связей преподавателя и учащихся, направленных на ...

Теоретико-методические основания инновационных процессов в образовании
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведен ...

Кризис современного школьного образования
В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, с ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru