История развития стандартов

Страница 1

История стандарта непродолжительна, это достаточно новый передовой педагогический инструмент – стандартам всего 25 лет. Первым был американский стандарт по математике. Он был создан по инициативе учителей в Ассоциации учителей математики США.

О том, что история образовательных стандартов в России начиналась задолго до перестройки, помнят и знают не все.

Еще в далеких 80-х формировалась концепция «двух минимумов» – минимума преподавания и минимума усвоения. Именно эта концепция впоследствии была закреплена в Законе «Об образовании» 1992 года и легла в основу всех проектов стандарта.

Прошло 11 лет. За этот период в системе среднего образования было подготовлено и внедрено в практику два поколения стандартов и уже сформированы подходы к разработке третьего поколения, в сфере общего образования менялись лишь разработчики: в начале 90-х это были коллективы под руководством академика РАО Вадима Леднева и кандидата педагогических наук Виктора Фирсова, который вместе со специалистами РАО в декабре 2000 года по просьбе Минобразования вновь вернулся к этой неблагодарной работе, но очередной проект – по решению заказчика – так и не был доведен до конца. В 2002 году был создан Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» во главе с академиками РАО, экс-руководителями образования Эдуардом Днепровым и Владимиром Шадриковым. В июне 2002 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О государственном стандарте общего образования».

Закон определяет правовые основы обеспечения государственных гарантий в области образования: понятие, назначение, статус стандарта, принципы его финансирования, разграничение полномочий в сфере образования и т.д.

На этот раз стандарты скорее всего получат путевку в жизнь: ведь поручение об их разработке дал сам Президент в своем Ежегодном послании Федеральному собранию в 2001 году. Однако такой поворот событий не разрешит многолетний спор о стандартах, ставших одновременно точкой пересечения ведомственных, научных и, по большому счету, политических интересов.

В мировой практике история образовательных стандартов тоже не слишком продолжительна – впервые о них заговорили в конце 80-х годов, раньше такого понятия не было.

Стандартизация по-разному осуществляется в странах с централизованными и децентрализованными системами образования:

- в централизованных системах национальные стандарты фактически всегда существовали в виде учебных планов и программ, утвержденных государственным ведомством образования и обязательных для всех школ страны;

- для децентрализованных систем общенациональные стандарты содержания школьного образования - принципиально новое явление.

В разных странах мира предпринимаются попытки установить наиболее оптимальное соотношение между инвариантным "ядром" школьного образования и дифференцированными учебными курсами:

В США разрабатываемые стандарты рассматриваются как условие для достижения мирового лидерства по качеству школьного образования.

Нa основе разработанных стандартов в США создан образец учебного плана под символическим названием "Учебный план средней школы Джеймса Медисона" (Дж. Медисон - 4-й президент США). Он делится на две части: первая - от детского сада до VIII класса включительно, вторая - IX-XII классы.

В восьмилетней школе действует единый учебный план.

В IX-XII классах предусматривается значительное повышение роли обязательных академических дисциплин. Элективные предметы остаются, но они могут занимать не более 25-30% учебного времени.

В Англии крайне децентрализованная система образования, при которой школы могли самостоятельно создавать свои учебные планы и программы, порой значительно отличавшиеся друг от друга, вызывала резкую критику со стороны разных групп общественности страны. Переломным моментом можно считать Закон об образовании 1988 г., провозгласивший обязательным установление национального стандарта общего образования. После принятия закона были организованы комиссии по пересмотру содержания основные школьных дисциплин. Они предусматривают усиление акцента на изучение обязательных дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...

Подготовка мастера к занятиям
УЧЕБНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАБЕЛЬНЫЙ учащийся Содержание подготовки мастера к теме Подготовка мастера к изучению темы учебной программы включает: - анализ содержания учебного материала темы; - распределение его по урокам и определение задач каждого урока; - определение содержания и количества учебно- ...

Анализ образовательной деятельности ливенского филиала ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
Город Ливны является городом областного подчинения (образован в 1586 году) и расположен в 150 км к юго-востоку от областного центра на берегу реки Сосна. Особенностью территории можно считать удалённость от областного центра. С близлежащими городами Орлом, Ельцом налажено транспортное сообщение (ав ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru