Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек.
Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения второго высшего образования). Успешно успевающие студенты получают стипендии. Некоторые вузы предлагают также стипендии от политических партий, бизнеc-организаций и религиозных общин. Ряд германских фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Общество Макса Планка и др.) также предоставляет зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации.
Студенты-иностранцы получают все льготы германских студентов (статус студента, льготный проезд на всех видах транспорта, бесплатный интернет, льготное страхование, скидки в кино, театры и многое другое), а также долгосрочный вид на жительство в Германии и разрешение на работу.
Студенты-иностранцы могут подрабатывать. Так, без разрешения на работу они могут работать 180 дней в году. Если же этого мало, необходимо запросить специальное разрешение (Arbeitserlaubnis), которое выдается только в том случае, когда это не повредит обучению. Заработок зависит от способностей и уровня владения языком.
Основной язык преподавания в вузах — немецкий, однако чтобы повысить интерес к своим вузам, были введены бакалаврские и магистерские программы на английском языке.
В рамках программы Высшее образование в Германии возможно несколько вариантов для поступления в высшие учебные заведения Германии на бюджетную основу:
— Программа English Studium: обучение в вузах Германии на английском языке.
— Программа Studium Direkt: поступление и обучение в них на немецком языке.
— Программа VorStudium: изучение немецкого языка на языковых курсах с последующим зачислением в вуз. Принимаются участники с любым уровнем знания языков, вплоть до нулевого.
Кроме этого гражданам СНГ доступны две сопутствующие программы:
— Программа Sprachkurs: языковые курсы в Германии.
— Экскурсии в вузы Германии. Программа предназначена для тех, кто не уверен в выборе и хочет перед поступлением посетить вузы Германии. Также программа предусматривает помимо экскурсий языковые курсы.
Все более популярными становятся учебные программы, ориентированные на получение степеней бакалавра и магистра, а также программы повышения квалификации для тех, кто уже получил какое-либо высшее образование. Преимущество этих программ, особенно для иностранцев, состоит в том, что немецкий диплом или сертификат Вы получаете уже через относительно короткое время (в отдельных случаях – через несколько месяцев).
Аспирантам здесь предстоит писать докторскую работу, которая соответствует нашей кандидатской диссертации. Схема поступления в аспирантуру едина для всех. Причем получить место в аспирантуре и плюс к этому ежемесячную стипендию, как ни странно проще, чем получить обычное место со стипендией в университете. Дело в том, что в аспирантах и дипломниках здесь заинтересованы. Они уже обладают определенными знаниями для того, чтобы вести научную работу, в то же время, и дипломники и аспиранты готовы отдавать науке все свое время. Им важен результат, чтобы провести удачное исследование или опубликовать научную работу — они работают на свое будущее. Такое отношение более чем устраивает и научных руководителей, и университет. Поэтому на дипломников и аспирантов определенное количество стипендий выделяют и вузы, и разные научные фонды, и плюс к тому, организации, занимающиеся студенческим обменом. Многое зависит от профилирующего предмета: биологам, физикам, математикам, инженерам путь в немецкие аспирантуры открыт. Гуманитариям придется несколько труднее.
Иностранцы охотно едут на учебу в Германию, поскольку полученные ими дипломы признаются на родине, да и обучение в этой стране — это не только учеба сама по себе, но и знакомство с людьми и культурой, связи, контакты, т.е. неоценимый опыт для дальнейшей карьеры.
Технический прогресс и преобразования социального и экономического характера в XXI веке превратили общество индустриального производства в общество науки и информации, изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к компетенции и квалификации кадров.
Тонкости педагогики:
Психолого-педагогические основы развития навыков
учебно-познавательной деятельности у младших школьников "Учебная деятельность" - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуще ...
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнк ...
Дифференциация содержания дошкольного образования на
современном этапе
Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого. Дифференциация обучения, по мнению исслед ...