Содержание работы по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста – формирующий этап

Современная педагогика » Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией » Содержание работы по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста – формирующий этап

Страница 1

Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон). Результаты обследования письма показали, что недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение приводит к нарушениям письменной речи. Эти нарушения проявляются в заменах, пропусках и смешениях букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме нарушений письма у детей младшего школьного возраста показало, что коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психологических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д

Коррекция нарушений письма должна опираться на принципы:

Энтиопатогенетический, при этом необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих возникновение нарушений устной речи и письменной речи; содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения;

Принципы системного подхода предполагает необходимость учета в ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Онтогенетический принцип предполагает учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;

Принцип деятельностного подхода показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:

опора на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебная);

опора на сохранные формы деятельности;

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);

Принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;

Принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;

Принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи – учитывает факторы построения методики коррекционной работы:

постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него);

постепенное усложнение характера задач и речевого материала;

Принцип доступности.

Таким образом, в основу программы коррекции нарушений письма у детей с дисграфией положен комплексный подход, учитывающий особенности формирования навыков чтения и письма у младших школьников.

С целью коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста было проведено силами педагогов экспериментальное обучение по предлагаемой нами программы коррекции. Обучение продолжалось в течение одного учебного года.

Занятия с исследуемой группой проводилось с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на устранение специфических ошибок письма.

Основная задача обучающего эксперимента – определить эффективность выбранных методов и приемов коррекции нарушений письма у младших школьников с дисграфией.

Коррекционная работа включала в себя несколько этапов.

Первый этап

коррекция и развитие высших психологических функций внимания, памяти, данный этап предполагает развитие психологической базы речи.

коррекция и развитие мелкой моторики.

Второй этап.

коррекция звукопроизношения.

коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия.

формирование лексико-грамматической стороны речи.

Первый этап.

Цель: подготовка психологической базы речи. На данном этапе идет работа по коррекции и развитию внимания, памяти, моторики, посредством специально подобранных занятий и упражнений.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...

Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможнос ...

Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Широ­кое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru