Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон). Результаты обследования письма показали, что недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение приводит к нарушениям письменной речи. Эти нарушения проявляются в заменах, пропусках и смешениях букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам.
Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме нарушений письма у детей младшего школьного возраста показало, что коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психологических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д
Коррекция нарушений письма должна опираться на принципы:
Энтиопатогенетический, при этом необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих возникновение нарушений устной речи и письменной речи; содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения;
Принципы системного подхода предполагает необходимость учета в ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;
Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Онтогенетический принцип предполагает учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;
Принцип деятельностного подхода показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:
опора на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебная);
опора на сохранные формы деятельности;
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
Принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;
Принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;
Принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи – учитывает факторы построения методики коррекционной работы:
постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него);
постепенное усложнение характера задач и речевого материала;
Принцип доступности.
Таким образом, в основу программы коррекции нарушений письма у детей с дисграфией положен комплексный подход, учитывающий особенности формирования навыков чтения и письма у младших школьников.
С целью коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста было проведено силами педагогов экспериментальное обучение по предлагаемой нами программы коррекции. Обучение продолжалось в течение одного учебного года.
Занятия с исследуемой группой проводилось с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на устранение специфических ошибок письма.
Основная задача обучающего эксперимента – определить эффективность выбранных методов и приемов коррекции нарушений письма у младших школьников с дисграфией.
Коррекционная работа включала в себя несколько этапов.
Первый этап
коррекция и развитие высших психологических функций внимания, памяти, данный этап предполагает развитие психологической базы речи.
коррекция и развитие мелкой моторики.
Второй этап.
коррекция звукопроизношения.
коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия.
формирование лексико-грамматической стороны речи.
Первый этап.
Цель: подготовка психологической базы речи. На данном этапе идет работа по коррекции и развитию внимания, памяти, моторики, посредством специально подобранных занятий и упражнений.
Тонкости педагогики:
Музыкальный словарь ребенка, как показатель его музыкальной культуры
С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихот ...
Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка самостоятельной жизни детей, утративш ...
Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социолог ...