Причины возникновения алалии

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (см. [1])

Термин "алалия" в переводе с греческого обозначает отсутствие речи. В литературе, посвященной нарушениям речи, он встречается с давних пор.

Большая часть врачей прежних веков соединяла все формы потери речи под именем под именем алалии, но постепенно эти формы стали разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводит И. Франк. Он, рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и определил ее как степени дислалии, под которой он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными трудностями.

В 1830 г.Р. Шультесс выделяет алалию в отдельное речевое нарушение, но также рассматривает его в связи с артикуляционными расстройствами.

В 60-е годы ХХ века в медицине широкое распространение получил термин "афазия". Под ним подразумевались случаи утраты речи. Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия "афазия" и "алалия" под общим термином "детская афазия", тем самым подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличии от утраты речи взрослых.

Только к 30-м годам прошлого столетия понятия "алалия" и "афазия" окончательно разграничиваются: алалия - недоразвитие речи, а афазия - ее утрата, распад. В дальнейшем это разграничение утвердилось, и признается подавляющим большинством исследователей.

В изучении алалии большой вклад внесли Г. Гуцман (1894), А. Либман (1900), М.В. Богданов - Березовский, а в более позднее время М.Е. Хватецев, Н.Н. Трауготт, В.В. Орфинская, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков и другие исследователи.

В работах новейшего периода исследователи стали опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Анализируя структуру дефекта при алалии применяются различные критерии: физиологические, клинические, психологические, лингвистические и др. Это позволило описать различные формы алалии, разработать методику логопедического воздействия.

Причины возникновения алалии различны. Некоторые исследователи, работающие в конце ХIХ - начале ХХ вв. считали, что ведущим началом являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития.

Другие считали алалию следствием недостаточности внимания и памяти (А. Трейтель, 1901 г) или связывали неполноценность речи с интеллектуальной недостаточностью (А. Либман, 1901 г).

На современном этапе выделяют следующие причины возникновения алалии.

Среди этиологических факторов выделяют внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, асфиксия новорожденных, внутриутробные или ранние пожизненные травмы головного мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению веществ мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Эти поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем.

По наблюдениям некоторых исследователей (С.С. Корсаков, Н.И. Красногорский, Ю.А. Флоренская) (см. [1]) соматические заболевания также могут быть причиной алалии, так как они усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

Другие исследователи (Р. Коэн 1888 г., М. Зееман 1962 г., А. Салей 1977 г. и другие) подчеркивают роль семейной предрасположенности в этиологии алалии. Но убедительных научных данных в литературе не приводится.

Таким образом, алалия - органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов.


Тонкости педагогики:

Анализ эффективности использования технологии личностно-ориентированного обучения
Анализируя результаты эффективности применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в экспериментальной и контрольной группе был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих уроков в 4 «А» классе, который был определен как эксперимен ...

Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...

Природные источники радона. Радон и методы оценки радоновой опасности
Ионизирующие излучения – потоки фотонов, а также заряженных или нейтральных частиц, взаимодействие которых с веществом среды приводит к его ионизации. Ионизация играет важную роль в развитии радиационно-индуцированных эффектов, особенно в живой ткани. Средний расход энергии на образование одной пар ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru