В результате использования наглядного материала ребенок должен прийти к определенным обобщениям, к осознанию необходимых знаний благодаря абстрактному мышлению. После достижения учебной цели этот материал либо совсем не используют, либо подают в новых ситуациях, рассматривают с другой стороны, чтобы сформировать новые более сложные по содержанию абстрактные понятия и представления о предмете познания. О.К Грагова пишет: “Этот дидактический материал может быть ежедневными игрушками. Потеряв обязательность урока, они выигрывают в глазах ребенка. Ребенок вместе с другом может долго играться, возиться с ними, добирая их по тому требованию, которое задавалось во время игры”. В процессе этой деятельности ребенок приобретает чувственный опыт, последовательно формируются его умственные действия, а следовательно и начальные математические понятия.
Широко применяются в формировании количественных представлений наглядные методы, к которым принадлежат демонстрация и наблюдение. Демонстрация – это активная форма чувственного познания, она способствует четкости восприятия и доказательности выученных положений. Учитель использует показ объектов: геометрических фигур, предметов разной величины, форм, показ способов действий. Перед демонстрацией учитель дает задание, установку: посмотреть и сравнить геометрические фигуры. Качество и четкость восприятия достигаются с помощью объяснений и вопросов к детям.
В повседневной жизни, дети выполняют множество математических и логических операций с дидактическим материалом: считают предметы и объекты, сравнивают их по величине и форме; сгруппировывают, классифицируют, оперируют с множеством, строят умозаключения.
Важное значение получает дидактический материал, когда нужно “привести” ребенка к более сложному способу деятельности. Необходимо предложить такой дидактический материал, чтобы создалась ситуация, в которой старыми способами уже нельзя было определить нужное, а поэтому необходимо будет искать другие способы деятельности.
Закрепляя понятие “большой-малый”, “высокий-низкий”, “широкий-узкий”, “длинный-короткий”, “мало-много”, “один, поровну”, “столько же”, проводятся дидактические игры, которые вместе с основной учебной целью выполняют коррекционно-воспитательное задание. Они развивают зрительное, слуховое восприятие, мелкую мускулатуру пальцев рук, внимание, наблюдательность, память.
При проведении дидактических игр “много-мало-один”, “Угадай”, “Подбери столько же кружочков” закрепляют умение определить, каких предметов больше, а каких – меньше. Важно, чтобы дети осознавали, что когда в одной из сравнивающей совокупности предметов больше, то это означает, что во второй их меньше. Постепенно учатся выяснять, насколько в одной из групп предметов больше (меньше), чем во второй, что нужно сделать, чтобы предметов в обеих группах стало поровну.
Среди рекомендуемых современной наукой эффективных путей развития математических представлений надлежащее место отводится художественному слову с элементами математического содержания. Художественное слово дает возможность усвоить числа, их величину, последовательность, формирует крепкие вычислительные навыки. Художественное слово, выражается в стихотворениях, загадках, счеталочках, скороговорках, коротеньких рассказах и сказках, является живым источником знаний. Они отображают реальный мир, заключают в себе широкий круг знаний и этим самым дают ребенку понять, что математика тесно связана с фактами и явлениями окружающей действительности.
Тонкости педагогики:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста приемов измерения длины,
массы, вместимости сосудов
Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения – это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла ...
Выпуск специалистов
На сегодняшний день в США большую часть взрослых студентов составляют женщины. В данный момент они представляют 41 % ученых в области наук о жизни, 23% химиков, 18% геологов, 30% математиков – специалистов в области вычислительной техники, 6% инженеров и 57% психологов. Для женщин существуют специа ...
Природа как средство развития словаря детей
дошкольного возраста
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости ...