Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.
Задачи исследования:
1. Анализ специальной педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Научно-теоретическое обоснование исследования и составление методики констатирующего эксперимента.
3. Организация и проведение констатирующего эксперимента.
4. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
5. Разработка методических рекомендаций по формированию лексической системы у детей с ОНР.
В процессе исследования использовались следующие методы:
организационные: сравнительный, комплексный;
эмпирические: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), наблюдение, констатирующий эксперимент; метод диагностических заданий (тесты, беседы);
интерпретационные: анализ полученных данных.
Констатирующее исследование проводилось в течение 2008-2010 года на базе детского сада № 15 дер. Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области и логопедического детского сада № 151 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга.
В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей 5,5 - 6 лет.
Обследование проводилось в индивидуальной форме и начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. Также собирался анамнез, проводилась беседа с воспитателем и логопедом для составления на испытуемых психолого-педагогической характеристики.
Экспериментальную группу (ЭГ) составили 20 детей старшей группы с диагнозом ПМПК "общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, стертая псевдобульбарная дизартрия". В контрольную группу (КГ) вошло 20 детей старшей группы с нормальным речевым развитием.
Изучение анамнестических данных показало, что практически у всех детей ЭГ наблюдались факторы риска, которые могли бы привести к нарушению речевого развития. В анамнезе детей логопедического детского сада в 13-ти случаях были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как: токсикозы в первой половине беременности (2 случая), токсикозы во второй половине беременности (3 случая), несовместимость матери и плода по резус-фактору (3 случая), хронические заболевания матери (2 случая), болезни матери простудными заболеваниями (4 случая), недоношенность (1 случай), применения лекарственных препаратов (3 случая). Патология натального периода была выявлена в девяти случаях в виде: асфиксии (3 случая), обвития пуповиной (3 случая), кесарева сечения (1 случай), стремительных родов (2 случая), травмы при рождении (1 случай), использования механической стимуляции (2 случая). В постнатальном периоде у 5 детей до года были выявлены: тяжело протекающие соматические заболевания (2 случая) и инфекционные заболевания (3 случая).
Анализ данных медицинской карты показал, что раннее психомоторное развитие протекало с задержкой у 4-х детей ЭГ (удержание головы с 3,5 месяцев, сидят с 6,5 - 7 месяцев, стоят с 11 - 13 мес., ходят с 13 - 14 мес.). Исследование выявило, что у 11 детей было нарушение раннего речевого развития (гуление с 3,5 - 4 мес., лепет 6 - 7 мес., первые слова к 1,5 годам, фразовая речь с 3-х лет).
Меньшая часть детей ЭГ (6 человек) во время исследования были контактными, активными, самостоятельными и внимательными в выполнении заданий, имели стойкий интерес и положительную мотивацию. У двоих детей ЭГ были отмечены проявления негативизма и трудности вступления в контакт со сверстниками и взрослыми. Анализ анамнестических данных показал, что зрительное и слуховое внимание снижено при сохранном биологическом слухе. Из всех детей ЭГ, девять имеют в полную семью, остальные имеют неполную семью (воспитывает мама).
По данным медицинских карт детей КГ, установлено, что раннее психомоторное и речевое развитие протекали в соответствии с возрастными нормами. В ходе обследования в большинстве случаев дети были активны, общительны, инициативны, доброжелательны, раскрепощены, внимательны и самостоятельны в выполнении заданий.
Тонкости педагогики:
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией и перееданием уже к 20-30ти годам доводит себя до катастрофического состояния, и ...
Педагогические организации
навыков чтения
Чтение - трудный процесс. Зрелый, бывалый читатель не примечает примитивных действий, из которых формируется процесс чтения, потому что данные действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех примитивных действий в одно трудное, для него весь элемент предста ...
Понятие наркомании и факторы ее возникновения
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны б ...