Формирование гуманистических ориентаций

Страница 2

Изучение курса мировой художественной культуры без использования в школьных программах материала по художественной культуре края, на наш взгляд, не позволит в полной мере формировать духовно-нравственную личность, ее гуманистические ценностные ориентации. Использование материала художественной культуры края будет иметь не только образовательно-пропедевтическое значение как подготовка к восприятию курса мировой и отечественной, художественной культуры, но и окажет положительное влияние на формирование исторического мышления детей, открыв интересный материал из прошлого и настоящего города, края. Через художественную культуру региона связь времен оказывается более конкретной. Это станет возможным, если сами факты региональной, художественной культуры будут открыты учащимся в определенном социально-историческом процессе. Активные методы обучения, спектр которых значительно возрастает (проблемная дискуссия, лекция, анализ конкретных ситуаций, работа в постоянных и динамических парах, ролевая игра и т.д.), приучают учащихся самостоятельно получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе творческой деятельности, на основе собственных усилий, собственного опыта.

Опережающее задание – это программа деятельности, которая задается до начала изучения раздела или крупной темы, в тот момент, когда формулируется проблема раздела или темы. Опережающее задание выполняет функции мотивации, привлечения внимания и регулирования активности учащихся, функции управления интеллектуальной и эмоциональной деятельностью, обеспечения обратной связи. Важно, чтобы группы для выполнения самостоятельных исследовательских и др. заданий, в том числе и малые группы, формировались на уроке на основе самостоятельного выбора учеников. Такого рода приемы эффективны в 9 классах, а в 10-11 классах их значение повышается. Все эти развивающие методики становятся эффективными и целесообразными для применения не столько сами по себе (их ценность в качестве развивающих, мотивирующих, индивидуализирующих и креативных факторов сама по себе бесспорна), сколько они разворачиваются в контексте личностно значимых проблемных «полей» обучения.

Задача педагога, прежде всего, заключается в том, чтобы пробудить в подрастающем человеке желание окунуться в мир богатых чувств, эмоций, переживаний, мыслетворчества, помочь ему открыть этот мир, увидеть его красоту, а не только добиться какого-либо знания об искусстве. Особое значение в освоении художественной культуры старшеклассниками имеет наличие у них способности к рефлексии, которая в значительной степени влияет на « выстраивание» растущим человеком личностного, идеального плана восприятия, оценки, действий, поведения.

Ученые-искусствоведы отмечают, к началу юношеского возраста (как правило) у школьников снижается склонность к непосредственной творческой деятельности, но появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии искусства. Именно у учащихся 9-11 классов появляется возможность осуществить непосредственное знакомство с произведениями искусства, рассчитанное в более раннем возрасте преимущественно на чисто эмоциональное восприятие, соединить его с элементами рациональной оценки, обеспечив тем самым полноценное восприятие искусства. Это в свою очередь призвано мотивировать в дальнейшем стремление школьников к творческой деятельности на более высоком уровне.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе
Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru