Формирование гуманистических ориентаций

Страница 2

Изучение курса мировой художественной культуры без использования в школьных программах материала по художественной культуре края, на наш взгляд, не позволит в полной мере формировать духовно-нравственную личность, ее гуманистические ценностные ориентации. Использование материала художественной культуры края будет иметь не только образовательно-пропедевтическое значение как подготовка к восприятию курса мировой и отечественной, художественной культуры, но и окажет положительное влияние на формирование исторического мышления детей, открыв интересный материал из прошлого и настоящего города, края. Через художественную культуру региона связь времен оказывается более конкретной. Это станет возможным, если сами факты региональной, художественной культуры будут открыты учащимся в определенном социально-историческом процессе. Активные методы обучения, спектр которых значительно возрастает (проблемная дискуссия, лекция, анализ конкретных ситуаций, работа в постоянных и динамических парах, ролевая игра и т.д.), приучают учащихся самостоятельно получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе творческой деятельности, на основе собственных усилий, собственного опыта.

Опережающее задание – это программа деятельности, которая задается до начала изучения раздела или крупной темы, в тот момент, когда формулируется проблема раздела или темы. Опережающее задание выполняет функции мотивации, привлечения внимания и регулирования активности учащихся, функции управления интеллектуальной и эмоциональной деятельностью, обеспечения обратной связи. Важно, чтобы группы для выполнения самостоятельных исследовательских и др. заданий, в том числе и малые группы, формировались на уроке на основе самостоятельного выбора учеников. Такого рода приемы эффективны в 9 классах, а в 10-11 классах их значение повышается. Все эти развивающие методики становятся эффективными и целесообразными для применения не столько сами по себе (их ценность в качестве развивающих, мотивирующих, индивидуализирующих и креативных факторов сама по себе бесспорна), сколько они разворачиваются в контексте личностно значимых проблемных «полей» обучения.

Задача педагога, прежде всего, заключается в том, чтобы пробудить в подрастающем человеке желание окунуться в мир богатых чувств, эмоций, переживаний, мыслетворчества, помочь ему открыть этот мир, увидеть его красоту, а не только добиться какого-либо знания об искусстве. Особое значение в освоении художественной культуры старшеклассниками имеет наличие у них способности к рефлексии, которая в значительной степени влияет на « выстраивание» растущим человеком личностного, идеального плана восприятия, оценки, действий, поведения.

Ученые-искусствоведы отмечают, к началу юношеского возраста (как правило) у школьников снижается склонность к непосредственной творческой деятельности, но появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии искусства. Именно у учащихся 9-11 классов появляется возможность осуществить непосредственное знакомство с произведениями искусства, рассчитанное в более раннем возрасте преимущественно на чисто эмоциональное восприятие, соединить его с элементами рациональной оценки, обеспечив тем самым полноценное восприятие искусства. Это в свою очередь призвано мотивировать в дальнейшем стремление школьников к творческой деятельности на более высоком уровне.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Основные задачи и направления современной дидактики
Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы: «чему учить?» и «как учить?». С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, ...

Анализ учебно-программной документации
Специальность 030500.06-Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника, компьютерные технологии) специализации 030501.06 Дисциплина «Компьютерные Коммуникации и Сети»: изучается на 3 курсе в 5 и 6 семестре; зачет в 5 семестре, в 6 семестре – курсовая работа и экзамен; на дисциплину ...

Создание предпосылок для осуществления всеобщего среднего образования
Прежде всего хотелось бы высказать свои соображения по поводу прочно укоренившихся среди многих исследователей мнения, что завершение перехода ко всеобщему среднему образованию впервые было поставлено как задача лишь во второй половине 60-х гг. При этом ссылаются на материалы XXIII съезда КПСС (196 ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru