Расширяя и углубляя моральные знания и представления, молодёжь развивает интеллект, эрудицию, воображение, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать полученные знания в поведении. Конкретная цель нравственного просвещения – формирование нравственно надёжной и зрелой личности, отличающейся культурой морального суждения, способной использовать моральные знания для анализа обстоятельств, оценки своего поведения и качеств, а также поведения других людей. Научить молодёжь размышлять над морально-этическими проблемами, развить потребность в моральном удовлетворении означает привить навыки анализа мотивов своего поведения, предвидения возможных последствий поступков для окружающих, разграничения добра и зла. О том, как важно формирование духовной и нравственной культуры писал В.А. Сухомлинский, считавший, что самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Этически ориентированное сознание проявляется в уважении к другим людям, признании их человеческого достоинства и потребности быть признанным ими, в стремлении к последовательности своей линии поведения в процессе воплощения добрых намерений в соответствующие поступки [6, с.98].
Физическая культура способствует развитию духовных сил учащихся, помогает познать радость жизни, содействует творческой активности. Красота телосложения, движений, отличная осанка вызывают эстетическое наслаждение. Физическое совершенство органически дополняет духовное богатство и моральную чистоту старшеклассников. Способствуя нравственному, эстетическому, умственному развитию личности, физическая культура и спорт не могут быть заменены или компенсированы иными средствами духовного воздействия. Творчество в спорте – это напряжённый, радостный, одухотворённый труд, который предстаёт как выявление духовных, моральных, физических сил. Реализация школьником своих возможностей, его самоутверждение, как правило, сочетаются с подъёмом душевных сил, духовным обогащением. Спорт и искусство часто дополняют друг друга в своём эстетическом воздействии на личность. Существует тесная взаимосвязь спорта с музыкой и хореографией. Они обогащают физическую культуру, развивают чувство ритма и темпа, обладают сильным эмоциональным воздействием, оригинальной художественной образностью, богатой чувствами, настроением [2 с.59].
Без здоровой природы нет физически и нравственно здорового человека. Поэтому вопросы экологической культуры в последнее время во всём мире вызывают глубокий интерес. Природа – это объект, средство и суть нашей деятельности и в жизни человека и общества имеет универсальное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, сохранить себя как носителя культуры, личность творческую, человек должен добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Важно также осуществить реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды в объёме, необходимом для удовлетворения интересов человека и возможностей науки и технологии. Потребность познания природы – одна из высших духовных потребностей. Развитие экологической культуры определяется уровнем отношения учащихся к природе. Обладая экологической культурой, они осознают общие закономерности развития природы и общества, понимают историю общества как следствие истории природы, первооснову своего становления и существования.
Тонкости педагогики:
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
Как показано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богаты ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем
адаптации младших подростков в условиях кадетской школы
По результатам проведения психодиагностического исследования в 5 "б" классе удалось определить уровень адаптации детей в классе. Данная методика позволила определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплочённости его членов, степень противоречивости отношений в классе. Данн ...
Учебно-методическая линия Д.И. Трайтака
Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемезина, 2004. - 272.: ил. На мой взгляд, это один из лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время. В учебнике представлена статья для учащихся «Школьнику об учебнике», где ...