Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Страница 6

При изучении отношения к своему здоровью школьников Г. Кеньон использовал вербальные методы исследования, в результате было выяснено положительное в целом отношение. Странно было бы получить отрицательный результат при таком формальном подходе.

Другой исследователь Т. Шлан показал, что при занятиях физической культурой и спортом положительно изменяется отношение к сотрудничеству (239).

Д. Хеллисон обнаружил, что занятия физическими упражнениями весьма эффективно влияют на изменение отношения к самому себе (226).

Другие исследователи (Р. Зайонг и Д. Фелкер) установили достоверную положительную связь между самоуважением человека и восприятием своего тела (220, 249).

Исследуя мотивы, по которым большинство субъектов начинает заниматься физическими упражнениями, зарубежные исследователи: С. Бидль (210), Л. Венцель (246), Б. Киркгельд с соавторами (229) - установили, что большинство обследуемых связали это с намерением укрепить свое здоровье. Однако существенную роль в мотивации занятий физическими упражнениями играют и другие ценности: привлекательность фигуры, престижность занятий, общение и др.

Основательные исследования отношений литовских школьников к физической культуре и когнитивного компонента соотношения их к ЗОЖ провели в 1998 году К.К. Кардялис и И.Ю. Зиозиене. В частности, они установили, что основными мотивами занятий физическими упражнениями у мальчиков являются соперничество и увлеченность, а у девочек - красота тела.

71% мальчиков в 9-10 классах положительно оценивают уроки физической культуры, тогда как у девочек эта цифра составляет 27,8%. О том, что здоровье зависит от ЗОЖ и ЗСЖ указали 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Положительно оценивают свой уровень знаний о здоровье 35% мальчиков и 28% девочек. Источники знаний о ЗОЖ: средства массовой информации - мальчики - 28%, девочки - 26%; родители -соответственно 17% и 19%; учитель биологии - 13%и 11%; учитель физической культуры - 6% и 4%. 40% учителей физической культуры оценивают свои знания в области ЗОЖ как неудовлетворительные. В ходе исследования не обнаружена достоверная взаимность между показателями наличия знаний по физической культуре и ЗОЖ и отношением (формальным) к занятиям физической культурой (г = 0,19).

В.И.Столяров с сотрудниками (54, 171, 173) провели исследования отношения учащихся к своей телесности: представляет ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества, двигательные способности) ценность для них, как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры, проявляют ли заботу о них, какие средства используют при этом, на какие культурные нормы, образцы и правила поведения ориентируются, каков уровень их знаний о своем организме, средствах и методах воздействия на него. На основании полученных результатов исследователями были сформулированы инновационные концептуальные предложения по переустройству существующего физического воспитания.

Заключая обзор исследований отношений в физическом воспитании, отметим, что в подавляющем большинстве работ исследователи стремились выяснить, как отдельные группы людей смотрят на определенные явления и аспекты физического воспитания и его компоненты. Совсем мало работ, в которых полученные результаты позволяли бы выяснить, как формируются эти отношения, как их можно изменить в нужном направлении, связать с реальным поведением.

В своем исследовании отношений мы исходим из следующего: хотя логически отношения являются гипотетическими конструкциями (т.е. их наличие предполагается, но не поддается объективным наблюдениям), они проявляются в осознанном опыте, вербальных реакциях, поведении. Концепция отношений возникла как результат попыток осмысления наблюдаемых регулярностей в поведении индивида. Характер отношения определяется на основании наблюдаемых и оцениваемых реакций индивида (положительных или отрицательных, в зависимости от высказанных суждений).

Заключение об отношении, не поддающемся непосредственному определению, должно делаться на основании поведенческих проявлений. Хотя человек способен оценить собственное отношение по своим внутренним переживаниям, только его общественное поведение может быть подвергнуто объективному исследованию (188).

Учитывая вышеизложенное, мы разработали анкету, включающую в себя 12 компонентов ЗСЖ, в которой индивид отражал степень своего поведенческого отношения по 5-балльной шкале к каждому из перечисленных в ней компонентов (Приложение 5).

Затем высчитывался «вес» каждого компонента в баллах и определялся процент учащихся, придерживающихся той или иной степени отношения к компонентам ЗСЖ (Приложение 6, таблица 1, рис. 2, 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Таблица 1 Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на исследование состояния словаря. № Параметры исследования Среднее количество баллов ЭГ КГ Исследования пассивного номинативного словаря 4 4,9 Исследования пассивного атрибутивного словаря 3,1 4,7 Исследования пас ...

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru