Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Страница 2

Знание ценностных ориентации необходимо для эффективного осуществления процессов воспитания, перевоспитания, самовоспитания.

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст очень сензитивен для образования ценностньгх ориентации как устойчивого свойства личности, способствующих становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности. В этих исследованиях (68, 85, 109, 118, 159, 187, 200) установлено, что от того, на какие ценности ориентируется школьник, зависит вывод о его социальной зрелости. Иными словами, о личной зрелости старшеклассника мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентации, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества (83).

У каждой социогруппы и отдельного индивида может существовать своя система ценностей, в которой они выстраиваются в определенной иерархической взаимозависимости. ,

С этих позиций в процессе выявления особенностей ценностных ориентации учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированное иерархической структуры ценностных ориентации, их содержание, которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру; направленность личности, которая зависит не только от того, какие ценности входят в структуру ценностных ориентации личности, но и каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, что позволяет определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ценностных ориентации личности может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания (198, с.94).

В своих исследованиях ценностных ориентации мы использовали шкалу ценностей, разработанную и многократно используемую М. Рокичем (236-238) и адаптированную для наших условий В.А. Ядовым, Н.С. Семеновым, А. Гоштаутасом (160,205) (Приложение 1).

Методика исследования включает перечисление в произвольном порядке 18 основных ценностей жизни (ценности-цели), актуальных для современного человека. В зависимости от балльного веса каждой ценности они распределяются по шкале значимости в иерархической структуре ценностных ориентации учащихся.

Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры (лестницы), определяют ведущую, основную ориентацию учащихся на те или иные цели деятельности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры также характеризуют направленность личности, так как они показывают незначимость данных целей для данного человека. Ценности, сгруппированные в середине иерархической структуры, малоинформативны, для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизнедеятельности и направленности педагогических воздействий.

Аналогичные исследования ценностных ориентации различных слоев населения и социогрупп проводились как у нас в стране, так и за рубежом. В.А. Ядовым с сотрудниками в 1978-1979 годах были проведены исследования, изучавшие ценностные ориентации инженеров в г.Ленинграде. В иерархии ценностей инженеров «здоровье» оказалось на втором месте, а на первом - «мир и хорошая обстановка в стране». Исследования В.П. Бездухова, проведенные в 1995-1996 годах на учителях Самарской области, показали, что у учителей в иерархии ценностей' абсолютно доминирует «здоровье» (34, с. 112).

Но нас, конечно, больше интересуют исследования ценностных ориентации, проводимых в разное время на молодежной аудитории. Так, исследования, проводившиеся в 1960-1980 годы в социалистических странах ближнего Запада, показали, что в ориентации подростков этих стран важное место занимали: «интересная работа», «благополучие в семье», «общая хорошая обстановка в мире», а такая ценность-цель, как «материальное благосостояние», оказалась на последнем месте (214, 223, 225). Исследования, проведенные в эти же годы в развитых капиталистических странах, выявили следующую картину: во Франции выпускники средних школ больше всего ценят в жизни «здоровье» (43%), на втором месте - «материальное благосостояние» (18%) и на третьем - «любовь» (13%), лишь для немногих главным в жизни являются общественные ценности - «свобода», «равенство» (216); в Великобритании основными жизненными ценностями выпускники школ считают «высокое общественное и служебное положение» (245); в США - «успех», «славу» и «материальное благосостояние» (213).

Р.Т. Гуровой с сотрудниками в 1966-1976 годах было обследовано 22802 выпускника средних школ в СССР. В результате исследований выяснилось, что советские школьники на первое место поставили «любовь к Родине», «справедливость» и «семейное благополучие». «Здоровье» оказалось на четвертом месте, «материальное благополучие» - на последнем (75). Как видим, советская молодежь 60-х и 70-х годов отдавала приоритет не материальным, а духовным ценностям. '

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Психологические особенности и признаки детей с СДВГ
Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Довольно часто гиперактивные дети сообра ...

Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...

Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроен ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru