Современные информационные технологии, созданные не для нужд системы образования, ведут к революции в образовании. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий принадлежит высшему образованию. Поэтому в таких условиях для становления педагога как личности необходимо его приобщение к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования – от диалога людей и культур, через выявление и развитие творческого потенциала личности, придти к взаимообогащению и диалогу человеческих сообществ.
Применение информационных технологий в высшем образовании в значительной степени сводится к двум основным направлениям – использованию их возможностей для увеличения доступности образования (например, дистанционное обучение) и для изменения того, чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы.
Все более очевидным становится понимание необходимости перехода от классической системы образования, в основе которой лежал императив подготовки человека знающего, к новой системе, готовящей не только знающего, но и понимающего – понимающего других людей, другие культуры, специфику современного бытия, способного к диалогу, осознающего ответственность за последствия своих действий. Речь идет о подготовке интеллектуально развитых, ответственных и высоконравственных людей. Людей с подобными качествами может подготовить общество, система образования которого базируется на гуманистических, духовно-нравственных ценностях. Гуманизация образования дает возможность обеспечить сохранность жизнеобеспечения человечества и повысить реальную ценность каждого человека. Она утверждает примат человека перед информационно-технологическими системами, что очень важно в условиях перехода от индустриального к гражданскому информационному обществу. Суть такой модели заключается в аксиологизации, фундаментализации и гуманизации образования, иными словами, в формировании нового типа образования.
Реализация данной парадигмы, по мнению ряда авторов, способна изменить статус системы образования, общественное сознание, отношения между людьми и различными стратами. Она играла бы ведущую роль в становлении гражданского информационного общества, т.е. это некий синтез черт гражданского и информационного обществ. В таком контексте - это не два различных феномена, а один - гражданское подразумевает цель развития, а его информационность обеспечивает адекватные условия, создает средства для реализации прав и свобод граждан, их ответственности за свои действия. В таком обществе умножение ресурсов происходит не за счет освоения новых территорий и природных богатств, а за счет структурных изменений, интеллектуализации и информатизации общества, применения интенсивных технологий Оно является переходным от индустриального к ноосферному, обществу коллективного разума, или гуманистическому. Этому переходному обществу соответствует гуманитарная информационно-технологическая система образования. Знание должно находится в гармонии с системой духовно-нравственных ценностей, ориентированной на достижение целей формирования ноосферы (сферы разума). Создание общества коллективно Разума, по мнению ряда авторов, жизненно необходимый шаг перед лицом сложной экзистенциальной задачи, стоящей перед человечеством.
Образование в информационном обществе предстает как открытое, индивидуализированное, созидающее знание, непрерывное образование и самообучение в течение всей жизни человека
Наконец, рассмотрим в качестве фактора особенности дисциплины "Бухгалтерский учёт" с позиций современных потребностей в квалифицированных специалистах, что тоже должно способствовать развитию интерактивных форм обучения.
В период бурного роста потребности экономики в специалистах по бухгалтерскому учёту в России государственные вузы не смогли адекватно перестроиться, занять соответствующие активные позиции, привести в действие все факторы повышения своей конкурентоспособности, что обусловило появление коммерческих образовательных учреждений, банковских учебных центров, которые и восполнили данный пробел. Пришло время переосмыслить процессы подготовки специалистов с высшим образованием, и особенно это актуально в контексте интеграции России в мировое образовательное пространство, присоединения страны к Болонскому процессу. Сейчас особенно ощутимо проявляются противоречия между увеличивающимся объемом знаний и ограниченностью времени на их усвоение. В таких условиях вузы применяют новые подходы и методы обучения - создание электронных учебников, применение информационных технологий, дистанционное обучение и др. Однако, только изменения подходов к обучению, на наш взгляд, недостаточно для подготовки специалистов по бухгалтерскому и финансовому учёту на уровне международных требований. Система высшего образования должна не просто соответствовать структуре запросов экономики, а опережать ее.
Тонкости педагогики:
Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
В настоящее время в общественных и естественных науках применяется множество различных методов прогнозирования. Естественно, что педагогическое прогнозирование в начале своего развития может заимствовать соответствующие методы и приемы из других областей (социологии, психологии, кибернетики и т.д.) ...
Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет св ...
Ознакомление с различными видами труда взрослых в
воспитании трудолюбия
В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развит ...