Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера

Страница 1

Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей.

Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но и уме­ет использовать их в жизни. Поэтому направленность на формирование умственных способностей ребенка должна высту­пить как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления интеллектуального развития в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Что это такое? Это умение:

1)планировать свои ближайшие и перспективные шаги;

2)оценивать результат своих действий;

3)оценивать свои знания и уме­ния, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости - обращаться за помощью, т.е. умение осуществлять рефлексию, необходимую для ответа на первый вопрос самообразования «Чему учиться? ».

В начальной школе должны быть заложены основы не только предмет­ных знаний, но и знаний о собствен­ном незнании. Именно с действия са­мооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самосто­ятельность, переход от просто стара­тельного ученика к человеку, уме­ющему учиться и добывать, а потом самостоятельно анализировать информацию.

Поэтому необходимо для интеллектуального развития организовать - учебную деятельность на уроках так, чтобы дети встречались с ситуаци­ями, где их знания вступают в проти­воречие с новыми фактами. Дается невы­полнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

- Можешь ли ты выполнить это задание?

Почему?

Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, несходное с предыдущим, ученик ви­дит неприемлемость или недостаточ­ность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

Что ты хотел сделать?

Что сделал?

Какие знания применил?

Задание выполнено?

Почему не выполнено?

Что неизвестно?

Какова будет цель твоего дальней­шего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невоз­можно):

Можешь ли сразу ответить на во­прос?

Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

В ходе работы фиксируются все возни­кающие у детей вопросы. Именно эти трудности и являются основанием для составления технологической карты, в которой определяется цели дальней­шего обучения. Однако осознания то­го, «чему надо учиться», недостаточ­но. Ученик должен понимать, какие поисковые действия необходимы для приобретения недостающих знаний, умений.

В связи с этим встает второй вопрос самообразования: «Как научиться?» или «Каким способом достичь цели?» На него есть три ответа:

самостоятельно изобрести недо­стающий способ действия;

самостоятельно найти недоста­ющую информацию в любом «храни­лище»;

запросить недостающие данные у знатока [4, с. 66].

«Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении или способности иницииро­вать совместное со взрослым действие по поиску недостающих способов ре­шения новых задач» [8,63]. Высказы­вая догадку о недостающем способе действия, ученик начальной школы в первую очередь прибегает к помо­щи учителя. Учитель - это тот, кто учит самому учению. Важно научить детей не столько действовать, сколько планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели.

Одним из таких способов является составление алгоритма. Без этого труд­но обойтись на этапе планирования и организации деятельности, так как не­обходимо установить последователь­ность действий для решения задачи и ответить на вопрос «Что и как делать, чтобы достичь цели?».

На этапе оценки результатов дея­тельности ученик отвечает на вопрос «Верный ли получен результат?». Контроль в процессе деятельности го­раздо эффективнее контроля по ре­зультатам деятельности, поэтому при наличии алгоритма промежуточный контроль осуществить легче. Значи­мость вопросов, связанных с умением составлять, записывать и осущест­влять алгоритмы, в последние годы не­изменно возросла. В ряде публикаций, в частности в статьях Н.Я. Виленкина, Л.Г. Дробышева, А.В. Горячева и др., обосновывается целесообразность ран­него ознакомления детей с вычисли­тельной техникой, развития у них алгоритмического, логического мыш­ления, освоения основ программирова­ния. Главным аргументом является необходимость подготовки школьни­ков к жизни в информационном обще­стве. На первый план выдвигается формирование у учащихся инноваци­онной культуры. Нужно учить детей ориентироваться в информационных потоках, эффективно осуществлять поиск информации, ее обработку, классификацию. А поиск новой информации (работа с компьютером, со словарями и т.д.) связан с алгорит­мами.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Для развития познавательных навыков необходимо выполнение следующих условий: избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы; использовать содержан ...

Практическое исследование по использованию произведений “материнской поэзии” в качестве средства формирования личности ребёнка раннего возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеобразовательного типа №200 города Красноярска. Данное учреждение реализует образовательную программу дошкольного уровня образования – “Развитие ” под редакцией Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова. ...

Социально-психологический аспект имиджа педагога
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель некв ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru