Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера

Страница 2

К настоящему времени подготовле­но несколько программ для начальной школы по изучению информатики. Среди них хотелось бы выделить без­машинный вариант «Информатика в играх и задачах» (автор А.В. Горячев). Данный курс является составной частью УМК «Школа 2100».

Авторы программы и учебников уделяют серьезное внимание развитию таких логических приемов, как ана­лиз, синтез, сравнение, абстрагирова­ние, обобщение. Именно эти приемы необходимы для восприятия и обра­ботки информации и, конечно, для составления алгоритмов. Формирова­ние этого умения осуществляется в че­тыре этапа.

На первом этапе дети знакомятся с понятиями операция (действие), ре­зультат операции, учатся определять результат действия.

На втором этапе узнают, что такое программа действий или алгоритм, учатся устанавливать последователь­ность действий, исполнять простые ал­горитмы, составлять словесные алго­ритмы.

На третьем этапе дети знакомятся со способами наглядного представле­ния алгоритмов, учатся четко испол­нять алгоритмы, заданные этими спо­собами.

На четвертом этапе дети учатся составлять алгоритмы.

На каждом этапе проводится диа­гностика, в ходе которой выявляется степень сформированности данного умения. В разделе «Дозирование до­машней самостоятельной работы» приводятся упражнения, формиру­ющие данные умения.

Задания репродуктивного характе­ра (уровень 1) направлены на проверку знаний учащимися основных понятий по теме, умений исполнять готовый алгоритм.

Задания реконструктивного харак­тера (уровень 2) предполагают провер­ку умений учащихся не только рабо­тать по готовому алгоритму, но и их способность найти ошибки в алгорит­ме, внести в него дополнения, изме­нения.

Задания конструктивного характе­ра (уровень 3) предоставляют ребенку возможность найти множество вариан­тов решения задачи, дают свободу вы­бора средств для достижения цели. Ре­бенку дается условие и результат, ко­торого необходимо достичь, и он сам ищет пути его достижения.

Если учащиеся выполняют задания только первого и второго уровней, то это значит, что они понимают цель учебной деятельности, при достижении которой используют частные приемы и готовые алгоритмы, а значит, можно говорить о среднем уровне развития ученической самостоятельности. Если ученик может сам составить алгоритм, то это значит, что у него высокий уро­вень развития учебной самостоятель­ности, так как он самостоятельно мо­жет ставить цели учебной деятельнос­ти, составлять план самообразования и умеет находить средства его реализа­ции. Самостоятельное составление программ не является в начальной школе обязательным, дети должны лишь уметь пользоваться готовой про­граммой, уметь прочитать ее, объяснить последовательность действий. Однако на уроках по всем предметам необходимо привле­кать детей к составлению алгоритмов. К примеру задавать задания на дом. Понятно, что дома программы у ребят не всегда получаются, составляют они их с ошибками. Но сам процесс обдумывания последовательности выполняемых операций оказывает самое благоприятное влияние на развитие алгоритмического мышления.

Итак, информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать интеллектуальные способности учащихся. Об этом говорится в пояснитель­ных записках к учебным программам, об этом пишут в специальной лите­ратуре для учителей. Появились методические разработки уроков информа­тики для начального звена, в которых значительное внимание уделено развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстра­гирование, обобщение.

Интеллект человеком осуществляется в двух основ­ных формах — чувственного познания и абстрактного мышления.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...

Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников
Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.П.Иваненко, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, Е.М.Струниной, А.А.Смаги, А.И.Лаврентьевой и др ...

Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru