Н.И. Запорожец называет ряд общих условий успешности формирования умений учащихся, апробированных в результате многолетнего эксперимента:
1) Осознание учителем цели и содержания работы;
2) Систематическое, целенаправленное развитие умений школьников в процессе обучения истории:
а) объяснение цели, сущности и практического значения каждого приема учебной деятельности;
б) выполнение учениками системы обучающих и тренировочных заданий возрастающей сложности, помогающих закреплению каждого приема в качестве умения;
в) создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих применение тех или иных способов учебной деятельности;
г) применение инструктивных указаний (памяток) с перечнем действий, которые должны выполнять школьники для усвоения той или иной логической операции, приема учебной деятельности;
д) систематическое рецензирование ответов школьников (учителем или самими учениками);
е) регулярный анализ достигнутых результатов(на основе сопоставления с начальным уровнем умений учащихся).
ж) выделение в ряде роков времени для развернутого объяснения и закрепления способов учебной деятельности (составления планов, рецензирование докладов и др.);
Систематическое использование и координирование межпредметных связей в развитии общих учебных умений школьников, в том числе мыслительных и речевых.1
Студеникин М.Т. выделяет четыре этапа в формировании умений при обучении истории:
Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план – памятка выполнения операции.
Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
Применения умения по типу все более отдаленного переноса.2
У обоих авторов немаловажную роль в процессе формировании умений играют памятки.
Памятки – учебные пособия, помогающие в определенной последовательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более простых операций.1
Многие учителя истории используют различные памятки для учащихся – логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т.п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории только на основе памяток – это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.
Вот, например, Ваганов В.Ю. в своей статье говорит о том, что он активно использует памятки. В его кабинете хранятся подборки памяток, извлеченных из различных источников. Некоторые из них, несколько видоизмененные, скорректированные с учетом результатов практической работы, он предлагает читателям журнала.2
Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:
во – первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;
Тонкости педагогики:
Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...
О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...
Методический эксперимент
Методический эксперимент включает в себя три этапа: Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент. Экспериментальной базой для нашего исследования является 8а класс ГОУ СОШ № 18 г.Сыктывкара. Учитель английского языка – Воронина Людмила Александровна. В эксперименте п ...