Характеристика детей с нарушениями слуха

Страница 1

Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). [8]

Стребелева Е.А. (д. п. н., профессор, зав. лабораторией института коррекционной педагогики РАО, Москва) выделила основные категории нарушений развития у детей:

нарушения интеллекта (умственно отсталые дети) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов;

задержка психического развития – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:

– задержка психического развития соматогенного генеза;

– задержка психического развития конституционального генеза;

– задержка психического развития психогенного генеза;

– задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Нарушения зрения:

а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением);

б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции, при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

в) косоглазие и амблиопия.

Нарушение слуха:

а) глухота

б) тугоухость

в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3 – 4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Причины нарушения опорно-двигательного аппарата:

– заболевания нервной системы;

– детский церебральный паралич;

– полиомиелит;

– врожденная патология опорно-двигательного аппарата;

– приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Эмоциональные расстройства:

– ранний детский аутизм;

– эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

– эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

– фобическое тревожное расстройство детского возраста;

– смешанные расстройства поведения и эмоции.

Тяжелые множественные нарушения – эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка.

Мы рассмотрим детей с нарушением слуха. Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста.

К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.

Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.

При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.

Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Изготовление нестандартного оборудования
Складная наклонная скамья. Трансформируемое изделие, для жима лежа - наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) об ...

Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов. В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего ...

Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru