Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 8-е изд.,испр. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.:ил.
Учебник состоит из трех глав. Содержание дано в конце книги, что считается неудобным для нахождения материала учащимися.
Учебник насыщен различного рода практическими работами, интересными фактами. В конце каждого параграфа даны основные понятия, наряду с вопросами контроля.
Следует заметить, что материальная учебная база очень богатая. Иллюстрации крупные, красочные и в основном сравнительного характера. Я считаю, что данный учебник интересен для учеников именно этим. Однако учебный материал дается в такой системе, которая не может дать необходимой систематизации знаний.
На мой взгляд, это не очень удачный учебник для изучения биологии, особенно животных. Материал разрознен, отдельные классы животных не выделены. Материал дается в сравнении с растительными организмами, так же он связан с общей биологией и биологией человека. Я считаю, что материал учебника в такой системе не является хорошо доступным для понимания его учениками 6 класса.
Иллюстрации по теме «Класс Земноводные» даны в разных параграфах. В §7 «Органы и системы органов животных» даются такие рисунки, как Скелет тритона и Легкие лягушки. Так же здесь дан материал по внешнему и внутреннему строению лягушки. Следующий рисунок по теме «Класс Земноводные» в §13 «Выделение». Здесь показаны почки амфибий. Развитие земноводных отображено в § 22 «Рост и развитие животных»
Рисунки в большинстве случаев не сопровождаются должным описанием и обозначением.
Проанализировав учебники по биологии для 7 классов, я сделала вывод, что учебник Д. И. Трайтака имеет ряд преимуществ. В частности, на мой взгляд, автор выбрал правильную систему изложения материала: постепенное усложнение сведений от простых к сложным, как и в учебнике В.М. Константинова. Эти учебные пособия очень хорошо иллюстрированы. Схемы, таблицы и рисунки, расположенные в нем, не только дополняют материал, но и облегчают его усвоение, делая его более понятным для учащихся. В отличии от данных учебников, в учебном пособии В. В. Латюшина Материал структурирован таким образом, что изучаемые темы разобщены во времени. А это значительно усложняет процесс понимания и усвоения.
Учебник занимает особое место в системе средств обучения, поскольку является одним из основных источников знаний учащихся. С помощью учебника осуществляется закрепление материала урока, структурирование первичных знаний. В учебнике находят выражение такие логические структуры как сравнения, различия, описания, определения, доказательства, факты и т.д. Таким образом, учебник - это универсальное средство обучения.
Наиболее полная реализация функций учебника возможна лишь в том случае, если учащиеся достаточно хорошо владеют навыками работы с ним. Существуют различные приемы работы с учебником, которые необходимо применять систематически.
В настоящее время применяются различные учебники по биологии. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Некоторые учебники в ближайшее время перестанут применять в связи с тем, что недостатков в них значительно больше, чем достоинств (например, линия учебников Сонина).
Очень важной является работа с иллюстрациями учебника. Именно рисунки дают возможность лучше усвоить учебный материал, помогают в работе по формированию понятий, особенно при сравнении учащимися различного материала. Например, при формировании понятий «пищеварение, пищеварительная система» можно предложить учащимся сравнить и проанализировать иллюстрации с изображением пищеварительной системы разных классов животных, таким образом, понятие наиболее хорошо усваивается. Кроме того, это дает возможность связать материал с другими темами (например, эволюция пищеварительной системы), а так же дети учатся самостоятельно анализировать, сопоставлять и делать выводы, а как известно, такие знания, полученные ребенком самостоятельно, являются наиболее прочными.
Тонкости педагогики:
Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...
Модели мышления как системы
Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10]. Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассу ...
Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...