Работа с книгой на уроках биологии

Страница 2

Овладение умением работать с учебником имеет большое значение для выполнения учащимися домашнего задания, где фактически он выступает в роли основного источника знаний [Трайтак 2004].

Организация учебной деятельности школьников с учебником в большей степени определяется особенностями учебника. Важно учитывать, что учебники биологии VI—VIII классов имеют в основном описательный характер, в них мало теоретических обобщений. Так, в них дается описание строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов, организмов, процессов жизнедеятельности, характеристики отделов (типов), классов, семейств, видов, этапов и направлений эволюции, природных сообществ и др. В то же время от класса к классу возрастает доля объяснительного текста, все большее место занимает материал о сущности биологических явлений, о закономерностях живой природы, раскрываются основные положения теорий. В старших классах биологические теории используются для объяснения биологических явлений, для формулирования мировоззренческих выводов о материальном единстве природы, единстве органического мира, о естественных причинах явлений живой природы [Калинова 1989].

Таким образом, в учебниках биологии раскрываются разнообразные научные факты, система биологических понятий, закономерностей, теорий, отражаются пути использования теоретических обобщений в практике народного хозяйства.

Однако учебники биологии сами по себе мало способствуют организации учебной деятельности школьников. Как правило, изложение материала в каждом параграфе носит повествовательный характер, редко начинается с постановки проблемы, с формулирования задания для учащихся, вопросы и задания ставятся в конце параграфа. В учебной книге мало вопросов и заданий, ориентирующих школьников на обучение работе с текстом и внетекстовыми компонентами (оглавление, предисловие, приложение, иллюстрации). В связи с этим большое значение приобретает составление специальных заданий для работы с текстом, рисунками, вопросами учебника на уроках. При составлении заданий, направленных па организацию учебной деятельности школьников на уроке, следует учитывать психологические особенности учащихся, уровень их развития и общей подготовки, особенности раздела курса биологии. Важно помнить, что работа с учебником не должна быть ведущей и занимать много времени [Конюшко 2004].

Система заданий по организации познавательной деятельности учащихся с учебником должна способствовать не только усвоению ими основного содержания, по и формированию учебных умений. Овладение умениями, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на усвоение школьниками знаний, позволит нормализовать их учебную нагрузку.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Учебно-методическая линия В.М. Константинова
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Графф, 2003 - 304 с.: ил. Я считаю этот учебник достаточно хорошим для изучения зоологии. Учебник начинается со статьи «Как по ...

Особенности реализации информатизации в начальной школе
В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ неп ...

Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru