Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты

Страница 2

2. Наблюдения, осмысление, кристаллизация. Когда накапливается достаточно данных, человек все больше и больше старается их осмыслить, "определить", классифицировать, "привести в порядок" соображения, связанные с ними, старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями. При этом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-то отодвигает, т. е. расставляет "метки". Во время осмысления явлений возникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человек отрешается от окружающего, "уходит в себя". Поведение "наблюдателя" тормозится, человек превращается в "мыслителя". В зависимости от типологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства с изучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами: определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениям после размышлений. Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в уме ходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит.

3. Осмысление, кристаллизация, свобода. В таких случаях возникает чувство, что "идея должна созреть", что усилия стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже. Наступает стадия вынашивания решения или кристаллизации нового представления в подсознании. Процесс кристаллизации нового представления скрыт от сознания. Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что в тайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себе его внимание.

4. Кристаллизация, свобода, грезы. Завершение кристаллизации нового представления в подсознании создает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, от повседневных забот, чтобы "уйти в себя", уделить внимание себе, тому, ч го происходит в душе (в подсознании).

5. Свобода, грезы, постижение. М. Микалко удачно сравнивает то, что находится в подсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобным образом "свет сознания" (сосредоточенное, активное мышление) делает содержание подсознания не доступным. Чтобы добраться до того, что находится в подсознании, необходимо "притушить" свет сознания, расслабиться, перейти в состояние грез. Один из субъективных признаков состояния грез - усиление воображения.

6. Грезы, постижение, радость. Если человек, управляемый подсознанием, погружается в мир грез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к "прозрению", постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образу по соположению. Через некоторое время значимый образ все же улавливается, поскольку на него "отзывается" и левое, логически мыслящее полушарие, возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информации из подсознания в сознание. Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то! То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается!

7. Постижение, радость, проверка. Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда - высшего счастья.

8. Радость, проверка, внедрение. Проверка предполагает восприятие со стороны того, что создано, анализ "вдоль и поперек", она ведет к полному сознательному принятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики или оценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценки целого. Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки или все оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, что получилось, внедрить новое в жизнь.

9. Проверка, внедрение, интерес к новому явлению. После проверки человек принимает новое всем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом - одна из причин желания нести новые результаты в жизнь. Внедрение нового в жизнь обычно связано с преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания. Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновению интереса к изучению новых явлений. Перевод информации из подсознания в сознание является важнейшим, "высшим" моментом в творчестве

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т ...

Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы
Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое пок ...

Проблема соотношения труда и игры
Проблемы труда в игре рассматривались Г.В. Плехановым: «Решение вопроса об отношении труда к игре,… игры к труду, в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства». «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потр ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru