Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития

Современная педагогика » История развития образования » Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития

Страница 2

Исключениями из этого правила стал по мере духовного роста (начиная примерно с 1500 лет до Р.Х) только один, Богом избранный народ иудейский, а затем христианский, точнее лишь одна его часть - православные христиане. Не «называющие себя православными» (около 70% от общего количества в православных странах), а воцерковленные православные (в среднем 1-2 %).

С точки зрения автора, христианского педагога, система образования может содержать кардинально другие признаки:

1. Это система изменения отдельных людей - их Творцом, с помощью других людей;

2. Занимаются изменением родители, восприемники (крестные), прихожане, служители Церкви, т.е. большая часть общества;

2. Целью изменения всегда является подготовка новых, молодых потенциально бессмертных людей к обществу фактически бессмертных людей наилучшим, со слов общего Отца, способом;

3. Изменения производятся на базе незыблемых знаний от вечной Личности;

4. У системы имеются эталоны (идеалы) результатов работы, образы наибольшего «блага», «добра»;

5. Эти эталоны/идеалы неизменны и фундаментальны;

6. Цель, средства, результаты системы образования также вечно неизменны.

7. Онтологический смысл эта система имеет в возведении людей к последующей жизни с Богом.

Такая позиция совпадает, например, с педагогической системой К.Д. Ушинского, который вполне в русском стиле смог сочетать неизбежные западные протестантские тенденции «научного» усложнения и обмирщения всей жизни с глубинной жаждой Бога во всех наших душах. Также эта позиция совпадает с письмами (посланиями) учеников самого Бога всем принявшим Его (19). Еще она совпадает с педагогической системой нынешних православных организаций, не изменяющейся особо уже 2000 лет.

Вся история образования неразрывно связана с историей всего человеческого общества. Это естественно; и естественно так же и взаимовлияние одного на другое: общество «учредило» систему образования, чтобы таковое выполняло некий заказ этого общества; образование же, как институт, заказ не только выполняло, но и корректировало в соответствии со своими взглядами на необходимый конечный результат своей работы — на образованного человека. Это в свою очередь впоследствии меняло и общество . «что посеешь — то и пожнешь», как вкратце выразил народ суть известной притчи Иисуса Христа о пшенице и плевелах.

Очень впечатляет динамика процесса: если за тысячелетия система образования менялась весьма слабо, то в последнее время — изменения в системе образования все более приобретают какой-то судорожный, лихорадочный характер. Неоднократно за последние десятилетия менялась вся парадигма светского образования, не говоря уже о его способах и методах.

Для лучшего понимания сущности и истории системы образования, а также процессов в образовании - здесь предлагаются ко вниманию два взгляда на эти вопросы, светский и христианский.

Современное светское общество понимает историю человечества и всего мира — как цепь непрерывных эволюционных изменений (если научно — мутаций, то есть стохастических, сознательно не управляемых, закономерных изменений форм и характеристик живых существ).

Такое понимание историчности любого социального процесса обычно приводит к необходимости «помогать природе», то есть подгонять по мере сил эту эволюцию.

Важным моментом современного взгляда на эволюцию является, в общем случае, оценка усложнения системы - как ее улучшения. Ведь теория (если честно - то гипотеза) эволюции базируется на принципах «от простого — к сложному» и «бессознательной закономерности происходящего», предполагая, что колоссально сложнейшие нынешние живые системы (например, простая живая клетка) могли каким-то образом бессознательно «сложиться» из обрывков и кусочков систем более простых.

Например, согласно современной теории эволюции, первая функционирующая молекула ДНК «случайно сложилась» из тысяч молекул всего шести видов, и в этот же момент (поскольку такая супермолекула долго существовать в окружающем агрессивном «бульоне», конечно, не могла) вплотную к ней случайно образовалась Т-РНК (строго из ответных молекул) плюс десятки разных белков, жиров, сахаров, и тут же все это внезапно случайно окружилось конгломератом из внутриклеточных органоидов и оболочкой из миллионов одинаковых белково-липидных молекул .

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Содержание работы по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста – формирующий этап
Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон). Результаты обследования письма показа ...

Методика коррекционной работы по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуком в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии б ...

Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей
Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития. Задачи исследования: 1. Анализ специальной педагогической литературы по пр ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru