Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений, период пробы и самоопределения себя в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах [2].
К сожалению, в современном обществе прослеживается тенденция к деформации взаимоотношений взрослых и детей. С одной стороны, детство становится все более социально значимым, отношение взрослого сообщества к нему характеризуется гуманностью, стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус, некоторой значимости данного периода для последующего развития человека. С другой стороны - нарушаются глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивается духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира [2;3].
Особое внимание уделяется разработке педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к индивидуальным потребностям подрастающего поколения.
Социальный анализ детской субкультуры имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка — детского сообщества, группы сверстников.
Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху. Современная образовательная практика, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.
Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность избранной темы.
В качестве одного из источников существования и развития мира детства исследователи выделяют детскую субкультуру, передающую из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимоотношений с окружающими.
Для современной педагогики характерны попытки переосмыслить предназначение мира детства и базовые ценности в отношении к нему взрослых. Идет поиск новых подходов, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определяется пространство, содержание, способы взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре».
Цель исследования: выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия: «позиция», «педагог», «педагогическая позиция», «субкультура», «детская субкультура».
2. Дать характеристику педагогической позиции руководителя.
3. Рассмотреть особенности педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
Объект исследования - педагогическая позиция руководителя.
Предмет - педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, социальной литературы.
Эмпирические: наблюдение, беседа.
Практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении позиции педагога в детской субкультуре с целью предоставления материалов для студентов - будущих педагогов.
детская субкультура педагогическая позиция
Тонкости педагогики:
Общие вопросы изучения тригонометрических функций в школьном курсе
Во введении говорилось о необходимости изучения тригонометрических функций числового аргумента в школьном курсе алгебре и математического анализа. Что же обуславливает данную необходимость? Итак, основными целями изучения тригонометрических функций числового аргумента являются: ознакомление учащихс ...
Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...