1. полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.2. изложить его кратко.3. озаглавить текст или его части.4. сформулировать определение по описанию.5. выделить отдельные признаки, явления по описанию.6. воспроизвести сравнение сходных объектов.7. обобщить признаки и свойства явлений.8. расчленить объект на его элементы по описанию.9. воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.10. воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.11. систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.
Помимо общеучебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенных приемов или их системы формируются следующие специальные умения (приложение 3):
умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий
умение комментировать юридические тексты
умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций
умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права
умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах
умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности).
умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.
Кроме того, большое значение в учебном процессе имеют приемы словесной коммуникации:
Логическое осмысление правового явления. Здесь учитель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст.14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно.
Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера - составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.
Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учителю необходимо обратить внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию "преступление", учитель обращает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).
Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия "право" школьники обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социалогическую, психологическую или естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и проч.
Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч.
Особенное значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запоминать три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей.
Тонкости педагогики:
Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения
к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...
Этапы работы над выразительным чтением
Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов: Первый этап – подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. С ...
Особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, ч ...