Изучение детей пятилетнего возраста, пришедших в старшую группу из разных семей и дошкольных учреждений, а также воспитывающихся в однокомплектных детских садах, показывает значительную пестроту их знаний. Но все дети этого возраста проявляют интерес к математическим знаниям, в частности к счету. Они считают все, что попадается им на глаза (этажи домов и окна, трамваи и машины и др.).
Дети, не изучавшие программу предшествующих групп, часто называют слова-числительные (иногда даже в пределах 15), но при счете предметов совокупности не соотносят числительное точно с объектом или пропускают числительные, не умеют назвать итоговое число, не дифференцируют итог числа от процесса счета и т.д. Не умеют дети отсчитывать указанное количество из большей совокупности (забывают заданное число и др.). Это свидетельствует о том, что они не овладели еще сознательно счетной деятельностью, не поняли значения числа как показателя мощности множества; заданное число воспринимается ими лишь как сигнал к остановке, т.е. как бы указание, что надо прекратить счет или отсчет. Дети не овладели приемом практического сравнения множеств путем установления между ними взаимно-однозначного соответствия, они не замечают пространственных отношений между элементами множества на образце, укладывают предметы, тесно прижимая их друг к другу, а потому не всегда могут правильно воспроизвести столько же.
Дети не умеют упорядочивать множества по разным признакам. Если лежат пять карандашей двух цветов, дети определяют их количество лишь раздельно по признаку цвета («три красных и два синих»), не умея обобщить по более общему предметному их признаку (карандаши). Это значит, что дети не владеют операциями обобщения множеств и выделения из множества его подмножеств.
Нередко дети устно правильно называют числа в последовательности и указывают, что число восемь больше семи, однако объясняют эти отношения лишь тем, что «число восемь дальше, а число семь ближе», т.е. на основе лишь последовательности в их назывании, а не по составу данного числа из единиц.
Чаще всего дети считают предметы правой рукой лишь в одном направлении – справа налево.
Дети не видят численного равенства совокупностей, если элементы одной из них более крупного размера, чем элементы другой, или если равные по численности множества занимают разные по площади участки или представлены в разной форме. Это говорит о том, что количественная сторона еще не отдифференцировалась в сознании детей от качественных особенностей множества.
Большое количество ошибок допускают дети еще при счете звуков, предметов по осязанию, своих движений.
Многие дети, пришедшие из семьи в старшую группу, не знают названий основных геометрических фигур, не разбираются в различных параметрах протяженности, путают ширину и толщину, не отличают ширины и длины; высотой считают лишь верхнюю точку, а не всю протяженность предмета по вертикали. Они испытывают значительные затруднения в правильном использовании предлогов и наречий для обозначения пространственных отношений, недостаточно развиты бывают у них и временные представления.
Конечно, не у всех детей, пришедших из семьи, обязательно окажутся все указанные недочеты, но в начале нового учебного года воспитательница должна прежде всего выявить пробелы в знаниях и навыках у детей своей группы. Ей необходимо также выровнять знания детей, чтобы успешно вести работу с ними в соответствии с программой старшей группы.
Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы предшествующей группы. Это дает возможность выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.
В программе старшей группы очерчивается круг знаний и умений, который способствует дальнейшему умственному и математическому развитию детей.
Тонкости педагогики:
Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, предложенный Р.Е. Левиной (1968).Р.Е. Левина [25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения д ...
Методика проведения контрольного эксперимента и анализ результатов
исследования
На заключительном этапе нашей экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах, после всех проведенных занятий, мы проверили уровень усвоения знаний(контрольный эксперимент). Были составлены тесты второго уровня. Задания тестов были следующими: 1 вариант 1. Конвертер- это … Эталон ...
Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической
литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...