Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность прямых и плоскостей, жесткость треугольника) называют “строительной геометрией”).
Придавая темам: параллельные и перпендикулярные прямые, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного и равностороннего треугольников, окружность, описанная около треугольника (вписанная в треугольник), задача на построение; четырёхугольники, правильные многоугольники, излагаем традиционно, максимальные образовательные цели, можно увидеть в них начала систематического курса геометрии.
В качестве вспомогательного математического метода к традиционно-синтетическому рассматривается координатно-векторный метод. Подготовка к вспомогательному методу выражается в раннем введении системы координат в ознакомлении учащихся с примерами решения задач координатным или векторно-координатным методом, в использовании формул расстояния между точками, если отказаться от координатно-векторного метода. Одновременное введение традиционно-синтетического и координатного методов в начале курса может быть обеспечено применением аксиоматически смешанного типа, причем неизбежно избыточной. Аксиоматику, в этом случае, следует рассматривать как инструмент рационализации логико-математической системы учебника.
Роль аксиом в построении школьного курса геометрии.
Цель – сформировать базу для построения доказательств. Аксиомы ориентируются на изложение и традиционно-синтетической, и аналитической частей учебного курса. В качестве аксиом выбираются уже известные из пропедевтического курса факты, близкие к наглядным представлениям. Новым для учащихся в них является предельно точный математический язык, на котором формируются. Приведение аксиом в начале курса означает систематизацию ранее известных знаний и дополнение их новыми знаниями.
Дидактические формы приведения аксиом могут быть различными. В учебнике Погорелова использовано неформальное введение, при котором приводится немало аксиом, но выделяются и формируются только те из них, которые систематически используются в дальнейшем изложении.
Приводятся аксиомы принадлежности, измерение отрезков и углов, откладывание отрезков и углов, существование треугольника, равного данному, параллельность. Наличие аксиом измерения упростило введение меры для отрезков и углов. Аксиома откладывания отрезков и углов позволила строго доказать признаки равенства треугольника.
Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе.
Вводятся аксиомы неформально, т.е. первоначально вместо слов “аксиома”, “теорема”, “доказательство” используются “основное свойство”, “свойство”, “объяснение”. Сами термины вводятся в *** “Основные свойства простейших геометрических фигур”, когда учащиеся приобретут некоторый опыт применения аксиом в доказательствах.
Например, учащимся предлагаются отдельные предложения, после ознакомления с которыми они должны ответить на вопросы, в формулировке которых используются термины: “основное свойство”, “свойство”, “что такое…”, “какая фигура называется…?”
1. Через любые две точки можно провести прямую, и только одну. Назовите основное свойство прямой.
2. Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются в одной точке.
3. Отрезком ABназывается часть прямой a
, точками которой являются все точки хэтой прямой, лежащие между А
и В
. Точки А
и В
называются концами отрезка. Что называется “отрезком АВ
”? Какая фигура называется отрезком?
4. Два отрезка называются равными, если они имеют одинаковую длину.
5. Треугольники равны, если у них соответствующие стороны и соответствующие стороны углы равны.
Рассмотрим методику изучения основных свойств.
1) Основные свойства принадлежности.
1,а) Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие прямой.
1,б) Через любые две точки можно провести прямую, и только одну.
Тонкости педагогики:
Межпредметные связи и их роль в формировании связной
речи младшего школьника
Одним из важнейших критериев обучения русскому языку наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (аудирование, чтение, говорение и письмо). Обучение рус ...
Экспериментальное
исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...
Разработка планирующей
документации
Планирование имеет цель установить конкретное содержание учебно-производственных работ для группы учащихся, последовательность и организацию их выполнения. Планирование производственной деятельности группы является составной частью общего планирования производственной деятельности училища. Планы пр ...