Обучение синтаксическим нормам русского языка

Современная педагогика » Формирование языковой компетенции учащихся » Обучение синтаксическим нормам русского языка

Страница 5

Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный (свободный).

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация – существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств.

В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т.д.) значения.

Лексическое значение словосочетаний обусловлено лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания.

Грамматическое значение – более общее, абстрактное значение, значение синтаксических отношений.

Вопрос о семантике предложений более сложный и не имеет однозначного решения. С одной стороны, в это понятие включается грамматическое значение вопроса, утверждения, побуждения, с другой стороны, еще и грамматическое значение словосочетаний, входящих в состав предложения.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика – это общее значение синтаксических единиц одинаковой структуры. Лексическая семантика – это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическим значением слов и словоформ.

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика – высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматики и лексики формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т.д.

Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т.д. называется типовой семантикой.

Так, например, общим грамматическим значением безличного предложения. В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением – состояние среды.

В школьных учебниках рассматриваются грамматические значения словосочетаний и предложений: грамматическое значение словосочетания связано с его строением, а предложения – со значением наклонений глагола-сказуемого.

Вопрос о семантике предложений более сложный и не имеет однозначного решения. С одной стороны, в это понятие включается грамматическое значение вопроса, утверждения, побуждения, с другой стороны, еще и грамматическое значение словосочетаний, входящих в состав предложения.

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика – высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматики и лексики формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры. Характерной чертой ребенка этого возраста являетс ...

Опыт организации дошкольного образования в Советский период развития России
В XIX в. в России продолжается создание системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции. Отечественная педагогика развивается на основе западных педагогических идей. Вместе с тем со второй четверти XIX в. предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русск ...

Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием
В практике физического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный, "станционно" - круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные способы можно условно разделить на три основные группы: 1) фронтальное размещ ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru