В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и имена существительные.
Упражнения в обучении идентификации ориентирует учеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, например:
- Прослушайте предложения и замените слово другим словом;
- Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?
- Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.
Речевые упражнения.
В речевой системе упражнений Гальсковой Н.Д., и Гез Н.И., выделяются три группы следующего назначения[1,183]:
1. Для частичного управляемого обучения аудированию
2. Для не управляемого обучения аудированию
3. Для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информацию
Упражнения первой группы направлены на ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику.
Упражнения второй и третей группы связаны с расширением, развертыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Для выполнения таких упражнений необходимо хорошее знание языка и эрудиции.[1,186]
Примеры упражнений:
1)Для частично управляемого обучения аудированию:
- Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно из предложений текста для названия картины.
- Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова\план. Распределите слова\пункты плана в последовательности отражающей содержание текста.
- Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся.
2)Для неуправляемого обучения аудированию:
- Прослушайте текст, разделите его на смысловые отрезки, озаглавьте их, составьте план;
- Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
- Прослушайте фрагмент кинофильма, проиграйте эту сценку.
3)Для развития умений смысловой переработки:
- Прослушайте текст составьте, аннотации\тезисы;
- Прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический в том числе цифровой материал.
- Оцените прослушанный текст сточки зрения того, что было интересно\ неинтересно, ново\не ново.
Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).
Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательность в действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия аудиотекста; задания, контролирующие понимание.
Установка играет чрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы, нарисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она помогает сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная и точная установка может повысить эффективность понимания на 25 процентов.[12,252]
Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.
Упражнения предтекстового этапа.
Цель - подготовка к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся знаний и опыта, создание мотива, установка ориентиров на предстоящую деятельность, постановка вопросов, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования с помощью,:
· Ассоциаограммы;
· Визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков;
· Акустических импульсов (музыка, голоса);
Упражнения текстового этапа.
Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку (интересно, важно, полезно, познавательно или нет). В процессе слушания учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста, действующих лиц, контекста, упорядочиванию фрагментов текста или реплик диалога.[12, 255]
Тонкости педагогики:
Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего
эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...
Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному
языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...