В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, социальных институтов, общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в нашей стране в качестве приоритетной.
Основная причина затянувшегося кризиса - многолетние ежегодные сокращения государственных расходов на образование.
В мае 2001 года состоянием образования обеспокоился Государственный совет, президент В.В. Путин, и, видимо, рано или поздно, будут найдены решения финансовых вопросов.
Но финансы - это пусть и главная, но не единственная проблема образования. Нормализация финансирования решит многие задачи, но «не хлебом единым» жива школа. Как свидетельствует практика отечественной и особенно зарубежной школы, и приличная зарплата, и наличие первоклассных технических средств обучения, самой современной электронной техники и коммуникационных сетей еще не гарантируют достижения целей образования. Например, в богатой Америке школы поставляют и малограмотных выпускников, и классных специалистов, но с испорченной моралью. С распространением компьютерной техники появились новые виды противоправных действий. По Интернету похищают средства из банков, наживаются на эксплуатации самых низменных человеческих пороков, взламывают банки данных и т. п.
Снижение качества образования учащихся российских общеобразовательных школ отмечается многими вузами при наборе на первый курс, в первый год обучения в институте; не все школьники и студенты отличаются высокой нравственностью, соблюдением норм общежития.
Многие педагоги-практики, ученые-обществоведы предлагают и реализуют различные новые приемы, методы, проводят массу экспериментов, испытывают новые педагогические системы, а школьное образование далеко так и не продвинулось.
На наш взгляд, причина этого в том, что работа по улучшению обучения и воспитания не скоординирована, ведется на базе устаревших теоретических и методологических основ. Отсутствие единой концепции, или хотя бы единого толкования категорий образовательной сферы, затрудняет взаимопонимание в педагогической среде. Плодятся многочисленные педагогические системы, инновационные начинания, однако достигаемые результаты не соответствуют требованиям дня.
Настало время для перехода от разовых, разобщенных попыток совершенствования образования к системному взгляду на проблему, выработке целостной теории образования XXI века.
Реформы российского образования обсуждаются и проводятся уже ряд лет. Приняты неплохие законы об образовании, изданы указы, проведены реорганизации органов управления образованием, разработаны различные концепции национального образования, детские сады переименованы в детские дошкольные образовательные учреждения, школы в лицеи, институты в университеты, гороно в департаменты и комитеты и пр.
И вот результат: законы и указы не выполняются. Уже видны последствия этой политики, при которой с каждым годом в стране истощается интеллектуальный слой. Появились голодные преподаватели, школьники и студенты. Россию покинуло 80% математиков и 50% физиков-теоретиков высшей квалификации, уезжают чуть ли не целые кафедры, лаборатории и другие коллективы хорошо образованных людей. Под видом реформы по существу проводилось разрушение системы образования.
Видимый результат государственной политики в отношении образования проявляется лишь в одном - свертывании государственного финансирования. Вместо выделения минимально необходимых средств для поддержания системы образования «на плаву» идет нескончаемый поток постановлений, решений, указаний. И чем меньше выделяется средств, тем мощнее поток руководящих позитивных бумаг. Реформы образования начались в начале 90-х годов. И уже в апреле 1994 года правительство в постановлении «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» констатирует, что система эта находится в критическом состоянии, и предписывает Минфину погасить задолженность по зарплате и стипендиям за 1993-й и первый квартал 1994 года и обеспечить в дальнейшем устойчивое финансирование образовательных учреждений. В октябре 1995 года Государственная дума принимает постановление «О кризисном положении в системе образования Российской Федерации». В нем отмечается, что кризис в системе образования углубляется. Президенту и правительству предложено разработать государственную доктрину в области образования, обеспечить защиту системы образования от разрушения и т. п.
Тонкости педагогики:
Сущность системы управления качеством образования
Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Образование как система – это множество образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессион ...
Использование нетрадиционных методик по формированию количественных
представлений
Дидактическая игра и метод проектов являются одними из основных инновационных методик по формированию количественных представлений у дошкольников. Цель дидактических игр – формирование у детей умения соединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умения ...
Характеристика поведения подростков
Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это выз ...