эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.
настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
творчество - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;
интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]
Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:
Доминирование интересов и мотивов;
Эмоциональную погруженность в деятельность;
Волю к решению к успеху;
Общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
Бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");
Стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
Многовариантность решений;
Быстроту решений, оценок, прогнозов;
Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по-другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:
Сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
Проявление творчества;
Проявление интеллекта;
Динамика деятельности;
Уровни достижений;
Эмоциональная окраска.
По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.
Выделим основные типы творческой деятельности:
научно-логический;
технико-конструктивный;
образно-художественный;
вербально-поэтический;
музыкально-двигательный;
практико-технологический;
ситуативный (спонтанный, рассудительный).
Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
реконструктивное творчество;
комбинаторное творчество;
творчество через аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:
пониманию и структурированию исходной информации;
постановки задачи;
поиску и конструированию решений;
прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.
Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:
медленный;
быстрый;
сверхбыстрый.
Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:
Желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
Достичь результата высшего класса;
Реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:
вдохновенный (иногда эйфорический);
уверенный;
сомневающийся.
Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.
Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека
Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность.
Тонкости педагогики:
Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, предложенный Р.Е. Левиной (1968).Р.Е. Левина [25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения д ...
Организация инновационной деятельности педагогического коллектива
Несмотря на довольно подробное описание в литературе различных аспектов инновационной деятельности, практически нигде не встречается технологического описания тех или иных этапов инновационного процесса. Существующая практика показывает, что каждый здесь идет своим путем, путем проб и ошибок, ориен ...
Что формирует личность: наследственность или среда
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь межд ...