Психофизиологические особенности учащихся 5–6 классов

Страница 5

Если рассматривать характер решаемых задач, их направленность на практику или теорию, то мы говорим о теоретическом и практическом мышлении. По степени новизны, по характеру результатов мы можем иметь репродуктивное и продуктивное мышление. По предметному содержанию – математическое, поэтическое, художественное. По специфике физиологии мозга: правополушарное (эмоционально-образное) и левополушарное (логическое) [33].

Левое полушарие

Правое полушарие

Абстрактное мышление

Конкретное мышление

Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом

Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи

Формирование наиболее сложных двигательных актов

Правильная оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух

Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание

Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие

Последовательное восприятие

Конкретное узнавание

Аналитическое восприятие, математические вычисления

Целостное восприятие (гештальт)

Оценка временных соотношений

Оценка пространственных отношений

Установление идентичности стимулов по названиям

Установление физической идентичности стимулов

Установление сходства

Установление различий

Управление органами правой половины туловища. Получение информации пространства справа

Управление органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева

Левое полушарие – база логического абстрактного мышления (склонность к абстрагированию и обобщению). Правое полушарие – база конкретного образа (развитое воображение). От того, какое из полушарий наиболее развито у человека, зависит его индивидуальность, особенности его воспитания.

Основной отличительной особенностью «правополушарного» (образного мышления) считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления (схватывает всю картину мира в целом). А «левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический, а не синтетический характер (постепенно формирует картину мира, из отдельных, тщательно изученных деталей) [33].

Таким образом, различие между двумя типами мышления сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации. Левополушарное мышление их этих элементов создает однозначный контекст. То есть из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи. На противоположных принципах основана работа правополушарного мышления. Оно создает многозначительный контекст, благодаря одновременному охватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Если логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную, то образное мышление создает натуральный образ мира.

Школьные методики обучения, направленные на формирование и развитие, главным образом, левого полушария, игнорируют, тем самым половину возможностей ребенка. Поэтому школьное обучение необходимо дополнить материалом, способствующим развитию правополушарного мышления, чтобы компенсировать традиционный левополушарный подход в обучении.

В последнее время стали появляться учебники, в которых соединяются эти два подхода. Они направлены на одновременное и параллельное развитие обоих полушарий головного мозга, тем самым, обеспечивая «объемное» виденье материала и гармоничное развитие всех типов мышления ребенка. Например, таким учебником является учебник автора И.И. Зубаревой, где использование наглядного материала охватывает наибольшее количество тем. Знакомство с новым материалом осуществляется в большинстве случаев через систему заданий, которые создают проблемную ситуацию. В процессе их выполнения ученики имеют возможность самостоятельно или при минимальной помощи учителя ознакомиться с новым свойством, сформулировать правило и ввести новый термин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребёнка с проблемами интеллектуального развития
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40 % семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собствен ...

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
Рассмотрим понятие профилактика наркомании. Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информац ...

Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
Начало XIX в. было ознаменовано крупными преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе, и в области образования. К началу нового столетия государство еще не успело создать особые органы по управлению системой народного образования. В 1802 г. была проведена министерская р ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru