В настоящее время обсуждение проблем реформирования образования стало настолько обыденным, что интерес к этой теме со стороны администрации образовательных учреждений и рядового учительства начинает угасать. Тем не менее они не исчезли. Существующие проблемы требуют решения независимо от нашего отношения к ним.
Проблема восприятия изменений и работы с ними сложна. На сегодняшний день издается большое количество литературы, направленной на разрешение проблем, возникающих при работе в инновационном режиме, то есть в условиях непрерывных изменений. Это литература как «общеуправленческой» тематики, так и образовательной. Современный этап реформирования образования предъявляет участникам образовательного процесса очень высокие требования. На сегодняшний день несоответствие этим требованиям ведет к невозможности осуществления поставленных в российском образовании целей. Встаёт вопрос: почему люди должны измениться так радикально, и хотят ли они этого?
Когда мы говорим о противодействии (сопротивлении) работников (в нашем случае педагогов и менеджеров образования) тем или иным изменениям (инновациям), мы должны рассматривать несколько уровней противодействия.
Педагог — человек, занимающийся определенной профессиональной деятельностью, обладающий определенными личностными качествами (возможностями). Соответственно все аспекты его бытия могут по-разному сказываться на его работе и отношении к ней.
Первый уровень — биологический. Этот уровень не является предметом рассмотрения данной статьи, но основные позиции обозначим. Действительно, активность живого организма во многом зависит от актуальных (насущных) потребностей. В рамках данной статьи мы не будем останавливаться на влиянии биологической составляющей на поведение человека, но необходимо понимать, что удовлетворение всех потребностей имеет тенденцию к стабильности, а их неудовлетворенность — к активности по их удовлетворению. Таким образом, состояние удовлетворенности потребностей ведет к сопротивлению изменениям, как угрозе этому состоянию. Разумеется, поведение человека детерминируется в большей степени небиологическими детерминантами (во всяком случае, по мнению автора), но полностью исключать биологическое влияние было бы неправомерным. Подобной позиции придерживается, например, А. Маслоу, поместивший биологические потребности в основу пирамиды потребностей.[38]
На сегодняшний день продолжаются споры специалистов по поводу влияния биологической составляющей на поведение человека, но, на наш взгляд, основополагающими являются более сложные психические механизмы, сознание и социальные факторы.
Второй уровень — личностный. Развитие личности человека проходит практически непрерывно в течение жизни. Хотя и существуют периоды качественных изменений интенсивного характера (кризисы), в остальные периоды также идет развитие (или деградация) личности. Важно выделять в общем личностном росте профессиональную составляющую. Её значимость может колебаться в широких пределах. Существуют закономерности, связанные с полом, возрастом, социальной ситуацией и так далее. Рассматривая проблему личностного становления применительно к тематике нашего разговора, необходимо отметить следующее: чем большую часть в личностном росте имеет профессиональная составляющая, тем благоприятнее отношения к различным новшествам как возможности развития, и наоборот. Кроме указанного аспекта, на отношение к изменениям влияет также общая активность личности (например, такое качество, как экстраверсия) и другие качества.
Хотя личностные особенности и влияют на отношение к изменениям, важнейшим фактором всё-таки остаются социально-психологические условия инновационной деятельности в организации. Их можно разделить на макросоциальные (или собственно социальные) и микросоциальные условия.
Тонкости педагогики:
Разработка учебно-технической
документации
Назначение учебно-технической документации Учебно-техническая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы в мастерской приучились выполнять производственные задания по учебно-технической документации. Для этого необходимо заблаговрем ...
Анализ опыта педагогического сопровождения детей из опекунских семей с
религиозно-сектантскими установками
В семьях Каратузского района Красноярского края в последние годы получили распространение семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущественной формой устройства является опека. Если раньше замещающими родителями были в основном родственники, то теперь ...
Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов
при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...