Вывод: первое наблюдение показало, что умеют и любят говорить о музыке более половины детей. У них наблюдается яркий эмоциональный отклик на музыку, примерно 55% смогли привести две характеристики раскрывающие образ и 45% затруднялись с ответом (невнимательно слушали музыку).
2.Этап второй. Формирующий.
Таблица 2.
Беседы о музыке.
Музыкальное произведение |
Наглядный материал (произ-ия живописи, иллюстрации и т. д.) |
Словесный материал (фраг-ты сказок, былин, стихи и т.д.) |
1. Римский-Корсаков Н.А. «Три чуда», фраг-ты - «Белочка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь». |
Иллюстрации к сказке о «Царе Салтане …», «Белочки», «33 богатырей», «Царевны-Лебедь». |
Фрагменты из «Сказки о царе Салтане и его сыне князе Гвидоне». |
2. Чайковский П. И. «Времена года», «На тройке». |
Репродукция картины Успенской С.А. «Русская тройка», иллюстрации изображений времен года. |
Стихи Г. Розенталя «Снег сверкает на полях…», С. Маршака «Круглый год». |
3. Глинка М. И. «Баркарола», «Венецианская ночь». |
Иллюстрации по тематике – «Венеция», «Карнавал». |
Отрывок стих-ия Лермонтова М.Ю. «Венеция», отрывок стих-ия К. Романова «Помнишь, порою ночной…». |
Этот этап исследовательской работы включал в себя использование методик на основе синтеза искусств. Чтобы развивать музыкальный словарь ребенка, нужно воздействовать на его воображение, т. к. музыка – искусство абстрактное. Произведения изобразительного искусства стимулируют творческую фантазию детей, обогащают речь ребенка.
Произведения художественной литературы, подобранные к музыкальным произведениям, также помогают глубже проникнуть в музыкальный образ.
После проведения в течении месяца соответствующих музыкальных занятий составленных по плану музыкального руководителя – Агаповой Ольгой Федоровной и наблюдений за детьми были зафиксированы их ответы. Эти ответы отражены в следующей таблице.
3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.
2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.
1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется ответить.
Таблица 3.
Диагностика сформированности музыкального словаря детей, с использованием произведений изобразительного искусства и литературы.
№ |
Фамилия, Имя ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкальный словарь | ||
«Три чуда» |
«Русская тройка» |
«Венецианская ночь» | |||
1 |
Блинов Витя |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Пушная Лиза |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Вылегжанин Максим |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
Жучкова Таня |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
Капцан Юра |
3 |
2 |
3 |
2 |
6 |
Соколова Вика |
2 |
3 |
2 |
2 |
7 |
Нестеров Вова |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
Лисицына Соня |
3 |
3 |
2 |
2 |
9 |
Шумков Коля |
2 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Сафонова Ангелина |
3 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Сапожников Артем |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Моксина Ксюша |
3 |
3 |
3 |
2 |
13 |
Басов Олег |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
Надеждина Настя |
3 |
3 |
3 |
2 |
15 |
Новиков Ваня |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 |
Тельнова Лиза |
3 |
3 |
2 |
2 |
17 |
Мозгунов Валера |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
Шмакова Соня |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Гавриченко Саша |
3 |
3 |
2 |
2 |
20 |
Зинкина Лиза |
3 |
2 |
3 |
2 |
Тонкости педагогики:
Обзор образовательной системы
Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует св ...
Отличия интенсивных школ развития от ранних школ «НооГен»
Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых ...
Определение учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
Во время применения монологического метода деятельность учащихся исполнительская, заключающаяся в конспектировании материала. Во время применения алгоритмического метода деятельность учащихся исполнительская, частично репродуктивная заключающаяся в конспектировании и усваивании алгоритма решения за ...