Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.
Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятия применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.
По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические в зависимости от использования различных видов музыкальных и художественной деятельности, наличия темы.
Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержание для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. Используется этот вид занятии на занятиях фронтальных, индивидуальных, по подгруппам.
На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.
Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Мы следим за проявлениями каждого ребенка, стремимся вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточении его на ее звучании, желании подпевать, двигаться.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.
Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства [12, 20].
Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами... » А.Пушкина или «Заколдован невидимкой» С.Есенина и др. Беден был и демонстрационный материал по изобразительному искусству (он представлял собой наиболее красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом).
Объект нашего исследования
– музыкальное занятие с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Данный объект будет рассмотрен нами на предмет
построение музыкальных занятий на основе принципа синтеза искусств.
Проблема нашего исследования
– как создать условия для использования на занятиях различных видов искусств.
Цель нашего исследования
– доказать роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников.
Задачами нашего исследования
являются:
- анализ учебно-методической литературы по данной проблеме;
- определить возможности музыкального словаря ребенка в старшем дошкольном возрасте;
- организовать исследовательскую работу на базе МДОУ № 32 «Светлячок» города Подольска, Московской области, старшей группы, с целью решения нашей проблемы;
- провести статистическую обработку результатов исследования и сделать выводы о решении проблемы.
Методы нашего исследования
– наблюдение за детьми, проведения беседы, метод статистической обработки результатов исследования.
База нашего исследования
– Московская область, город Подольск, МДОУ № 32 «Светлячок», группа старшего дошкольного возраста, количество детей - 20 человек, музыкальный руководитель – Агапова Ольга Федоровна.
Тонкости педагогики:
Моделирование уроков математики, направленных на развитие
навыков познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР
При анализе психопатологических особенностей детей с ЗПР можно отметить низкий уровень психического развития, но яснее выступает характер олигофренического слабоумия. Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и не ...
Экспериментальное
исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...
Диагностика воспитания детей в опекунских семьях с религиозно-сектантскими
установками
1. Опросник "Отношение приемных родителей к субъектам педагогической деятельности" (Е. Клепцова). На вопросы родители-опекуны отвечали вместе. Результаты опросника мы оформили в таблице 1. Таблица 1 Семья опекунов Средний балл 1. Семья Соболевых 13 2. Семья Корзун 10 3. Семья Золотаревых ...