Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего можно выделить "метод обсуждения в малых группах". Например, при освещении предмета и метода экономической теории целесообразно три этапа развития экономической мысли излагать, опираясь на три малые группы, на которые разбивается аудитория. При раскрытии сущности хозяйственных систем возможно традиционную, командно-административную, рыночную и смешанную системы характеризовать силами малых групп. Анализируя деятельность фирм в предпринимательском процессе, достоинства и недостатки предпринимательских структур рассматривать с позиций конкретных подгрупп и т.д.
Обсуждение в малых группах имеет следующие преимущества:
участники осуществляют лучший контроль над своим обучением, чем при традиционном восприятии материала;
поощряется участие каждого;
участники менее зависимы от преподавателя;
метод позволяет усилить усвоение и разъяснение нового материала посредством дискуссии.
При проведении обсуждения в малых группах необходимо учитывать следующий механизм:
задание данной группе должно быть предельно ясным;
группа должна быть осведомлена о временных рамках дискуссии;
участники должны выслушивать друг друга, даже если они не согласны с тем, что говорят другие;
в дискуссии не должны доминировать один или два человека;
группа должна состоять из четырех- семи человек;
вопросы могут направлять дискуссию;
каждый должен быть вовлечен в дискуссию;
возможно распределение ролей среды участников группы.
Использование метода приводит к следующим результатам:
дает возможность участникам изложить свои идеи в малых группах;
улучшает навыки решения проблем;
дает возможность участникам учится у друг у друга;
повышает у участников чувство ответственности при обучении.
Весьма эффективен такой интерактивный метод обучения экономики, как ролевая игра.
Ролевая игра имеет ряд преимуществ:
отражает реальную экономическую жизнь хозяйственных объектов;
стимулирует интерес к рассматриваемой проблеме;
увлекательна для участников группы.
При проведении ролевой игры необходимо учитывать, что она спонтанна и не имеет никаких предписаний, которым нужно следовать ( за исключением механизма проведения игры); актеры должны хорошо понимать свою роль для успешного завершения игры.
Процесс проведения игры включает в себя следующее:
подготовить актеров так, чтобы им были понятны их роли и ситуация;
создать такой климат, чтобы наблюдатели узнали, что представляет из себя ситуация;
обсудить впечатления от увиденного и провести опрос обучающихся о том, чему они научились, остановиться на основных моментах игры.
Варианты проведения семинарских занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это "мозговой штурм", "пресс-конференция", "эстафета", "сюжетно-ролевая игра", "диспут", "творческая мастерская", "конкурс шпаргалок", "творческая гостиная", " семинар-встреча" и др.
Использование интерактивных методов обучения студентов специализированным дисциплинам позволяет привлечь интерес как к профильным предметам, так и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным условиям.
Тонкости педагогики:
Определение учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
Во время применения монологического метода деятельность учащихся исполнительская, заключающаяся в конспектировании материала. Во время применения алгоритмического метода деятельность учащихся исполнительская, частично репродуктивная заключающаяся в конспектировании и усваивании алгоритма решения за ...
Тенденции развития образования
Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21): - Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему. - На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?), спектр возможностей расширяется - Дети максимально погружены ...
Высшее образование в России в середине XIX века
К середине XIX века в России существовали шесть университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский [3]. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, ученых. Университеты явл ...