Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес у студентов формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации.
Обычные формы учебной работы имеют несколько ограниченные возможности в активизации позиции студента, так как он всегда находится в состоянии обучаемого и обучающегося. Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ставят его в позицию режиссера, в другом - в позицию учителя, в третьем - в позицию консультанта, в четвертом - актера, в пятом - ученого, в шестом - законодателя и т.д. И чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разнообразнее развивается личность будущего специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, формируется творческий, заинтересованный подход к учебно-познавательной деятельности, вырабатывается гибкость мышления и действий. Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов. Смысл данных приемов состоит в следующем:
в повышении учебно-познавательной активности студентов, интереса к учебным занятиям;
инициировании самостоятельной мыслительной деятельности;
развитии творческого потенциала личности студента;
предупреждении утомления, создании комфортной среды для обучения и воспитания личности будущего специалиста;
создании условий для формирования профессионально-значимых личностных качеств и др.
Конечной целью современного обучения студентов профильным дисциплинам является формирование у них специализированного мышления, социальной и трудовой активности в условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям. Одним из направлений ее реализации выступает процесс целенаправленного воспитательного и обучающего воздействия на личность каждого студента. При этом учебно-воспитательная деятельность должна, во-первых, быть имитацией той среды, в которой осуществляется сама жизнедеятельность обучающихся; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы их общественно-трудовой активности в перспективе; наконец, обеспечивать развитие у студентов способности решать практические задачи, воздействовать на позитивную динамику реальных процессов.
Активное обучение полностью отвечает этим требованиям. Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Обучение с использованием данных методов вообще и экономическим дисциплинам в частности приносит студентам лучшие результаты: обеспечивает вовлеченность обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное); основано на опыте; отвечает первоочередным потребностям и опирается на личные побудительные мотивы: осуществляет обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др.
Понятие "интерактивные методы обучения" распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий. Приведем некоторые примеры нетрадиционных форм организации вышеперечисленных методов обучения.
На основе традиционных и современных технологий преподавания можно составить схему комплексного подхода к формированию коммуникативной компетентности специалистов разного профиля:
Тонкости педагогики:
Лингвопсихологическая характеристика аудирования
Американсикие психолог Браун первыми ввёли в методику термин «аудирование» в 50х годах ХХ века. В России термин был в ведён в 60-х годах З.А. Кочкиной, написавшей статью, « Что это такое аудирование?" (ияш №5/64 г.). [15] Бим И.Л считала что аудирование: - « это деятельность по восприятию и ра ...
Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...
Психолого-педагогические
основы навыков чтения
"Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в исходных классах" [14, C. 43]. "В данный период ученье является важнейшим видом деятельности, в которой сформировывается человек" [16, C. 616]. В исходных классах дети прис ...