Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни

Современная педагогика » Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ » Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни

Страница 2

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики со­ставляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Определить их понятие представляется возможным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». В условиях, когда об­разование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский [4] стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (an educational technology).

Если философия образования отвечает на вопрос « зачем учить? », а содержание образования — «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». [3] С точки зрения здоровьесбережения, мы ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до­полняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о «технологии».

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном про­цессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: « No nocere! » («He навреди! ») и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившемся в нашей стране еще в советское время, охрана труда — это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника — его парта, класс, школа; деятельность — учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя — по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.[3] Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

1) эколого-гигиенические (природно-средовые);

2) организационно-педагогические;

3) психолого-педагогические.

Однако постановка и решение задачи-минимум не может быть признана правильной в наших учреждениях образования.

Во-первых, пытаться только сохранить здоровье — очевидная методологическая ошибка. Его невозможно «законсервировать» на достигнутом уровне: или развивать, укреплять, совершенствовать, или медленно, но неуклонно утрачивать. Попыткой только защищать ребенка от негативных воздействий, ничего не предпринимая для укрепления его защитных сил, можно достичь лишь снижения вредного влияния образовательного процесса на здоровье школьника. (Проводя аналогию с любовью: это — как надежда удержать ее, проявляя ревность, пытаясь скрыть объект своего чувства от чужих глаз.)

Во-вторых, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку ребенка к самостоятельной жизни («Здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто!»).

В-третьих, недопустимо нацеливать все усилия лишь на заботу о здоровье учащихся. И не только потому, что «учителя — тоже люди». Учитель, не проявляющий грамотную заботу о своем здоровье, не предъявляющий ученикам позитивные результаты этой заботы, оказывается для них плохим примером. Вниманием к своему здоровью учитель, вольно и невольно, помогает решать важнейшую задачу школы — воспитательную. Все это отражает фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
Эстетика оформления групповых помещений Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещени ...

Структура обучения и квалификационные свидетельства
Средняя продолжительность обучения (Regelstudienzeit) в высшем образовательном учреждении Германии согласно Закону о высшей школе рассчитана на четыре с половиной года (девять семестров), хотя встречаются вузы с четырех- или шестилетними курсами. Максимальная продолжительность курса высшего образов ...

Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru