Классификация исторических документов в методике преподавания истории

Современная педагогика » Формирование умений работы с историческими документами в I концентре школы » Классификация исторических документов в методике преподавания истории

Страница 2

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Вяземский и Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов1:

документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.

Ученые полагают, что документ для урока должен: 2

соответствовать целям задачам обучения истории;

отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;

содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Анализ организации педагогической работы в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой. Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного ди ...

Общее описание интерактивной доски Smart Board
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [52]. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики, с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru