Изучение информатике начинать нужно в начальной школе.
В письме Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 957/13-13 написано, что информатика в начальной школе с 2002/2003 учебного года становится отдельным предметом, который должен обладать собственной методикой изучения и иметь свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета "Информатика и информационные технологии" основной школы. Содержательные линии обучения информатике в начальной школе должны соответствовать содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализоваться должны на пропедевтическом уровне. [5,39]
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение, т.е. формируется учебная деятельность. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения информатики в начальных классах на пропедевтическом уровне.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер - это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются информационные и не только информационные задачи.
При построении курса информатики для начальной школы взяты за основу задачи, предложенные С.П.Первиным:[9,78]
Формирование в сознании школьника единой информационной картины мира. Эта задача ставит информатику в ряд естественных наук (физика, химия, биология).
Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно.
Формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Отметим, что операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается.
Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
Здесь мы видим то, что при решение поставленных задач в полной мере формируются информационные технологии. То есть учащиеся начальных классов учатся не только работать с компьютерными программами, но и оперировать информацией различного вида. У учащихся формируется операционный стиль мышления, т.е. умение анализировать условия любой задачи. Как правило, решение задачи связано с познанием, описанием или преобразованием некоторого объекта. Субъект обладает (или стремится обладать) информацией об объекте в объеме, необходимом для решения задачи. Процесс решения задачи может быть записан на некотором языке и, следовательно, может быть рассмотрен как некоторый информационный процесс. Модель процесса решения задачи часто приобретает форму алгоритма решения задачи. Для решения задач существует специальный инструмент - компьютер.
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, обучающих и контролирующих программ.
Тонкости педагогики:
Понятие интерактивного обучения и приемов
Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: переживание у ...
Особенности реализации информатизации в начальной школе
В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ неп ...
Самовоспитание нравственной культуры подростков
Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы лично ...