Учебно-методическая линия В.В. Латюшина

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000 - 304 с.: ил.

В начале учебника имеется передовая статья «Как работать с учебником»,откуда учащиеся могут узнать, как правильно работать с книгой.

Основной отличительной чертой данного учебника, а также, на мой взгляд, его основным недостатком, является оригинальное структурирование тем. Во введении рассматривается история развития зоологии и современное состояние науки. Из первой главы школьники могут узнать о многообразии животного мира. Здесь рассказывается о различных представителях простейших и многоклеточных животных. Вторая глава посвящена строению, индивидуальному развитию и эволюции всех групп животных.

Каждая глава начинается с информации о том, что школьники узнают из этой темы, чему научатся. В начале параграфа имеются вопросы, которые служат для концентрации внимания при изучении нового материала. А в конце - вопросы для проверки знаний.

Термины и названия указаны курсивом. В конце параграфа они повторены и выделены особым шрифтом. Материал параграфов изложен доступным языком. Текст не перегружен понятиями и научными терминами. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текст параграфов подкрепляется красочными иллюстрациями.

«Класс земноводные» не выделяется отдельной темой и представлен одним параграфом «Класс Земноводные, или амфибии». Параграф подкреплен рисунками, дающими понятие о земноводных, их общую характеристику. Пять рисунков из семи дают понятие о многообразии амфибий, отрядах и видах. Важным является рисунок «Язык лягушки в момент ловли насекомого» (рис.2). Это необходимо для связи функций органов с деятельностью животного. Иллюстрация «Личинки земноводных», на мой взгляд, представлена удачно: есть возможность сравнить личинок представителей разных отрядов.

Рис. 2

Остальная информация и иллюстрации по данной теме разбросаны по разным параграфам: «Опорно-двигательная система», «Органы дыхания и газообмен», «Кровеносная система. Кровь», «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт», «Развитие животных с превращением и без превращения». С одной стороны, это не очень хорошо для развития у детей целостного понимания о классе земноводные, но с другой стороны, ученикам предоставляется возможность сравнения различных систем органов у представителей разных классов.

Прослеживается связь с практикой. Анализируемый учебник предполагает проведение 14 лабораторных работ, методика проведения которых приводится в конце параграфов.

В конце учебника располагаются оглавление и предметный указатель.


Тонкости педагогики:

Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...

Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...

Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования
образовательный учебный профессиональный самоопределение Формирование системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных образовательных и профессиональных учреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru