Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000 - 304 с.: ил.
В начале учебника имеется передовая статья «Как работать с учебником»,откуда учащиеся могут узнать, как правильно работать с книгой.
Основной отличительной чертой данного учебника, а также, на мой взгляд, его основным недостатком, является оригинальное структурирование тем. Во введении рассматривается история развития зоологии и современное состояние науки. Из первой главы школьники могут узнать о многообразии животного мира. Здесь рассказывается о различных представителях простейших и многоклеточных животных. Вторая глава посвящена строению, индивидуальному развитию и эволюции всех групп животных.
Каждая глава начинается с информации о том, что школьники узнают из этой темы, чему научатся. В начале параграфа имеются вопросы, которые служат для концентрации внимания при изучении нового материала. А в конце - вопросы для проверки знаний.
Термины и названия указаны курсивом. В конце параграфа они повторены и выделены особым шрифтом. Материал параграфов изложен доступным языком. Текст не перегружен понятиями и научными терминами. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текст параграфов подкрепляется красочными иллюстрациями.
«Класс земноводные» не выделяется отдельной темой и представлен одним параграфом «Класс Земноводные, или амфибии». Параграф подкреплен рисунками, дающими понятие о земноводных, их общую характеристику. Пять рисунков из семи дают понятие о многообразии амфибий, отрядах и видах. Важным является рисунок «Язык лягушки в момент ловли насекомого» (рис.2). Это необходимо для связи функций органов с деятельностью животного. Иллюстрация «Личинки земноводных», на мой взгляд, представлена удачно: есть возможность сравнить личинок представителей разных отрядов.
Рис. 2
Остальная информация и иллюстрации по данной теме разбросаны по разным параграфам: «Опорно-двигательная система», «Органы дыхания и газообмен», «Кровеносная система. Кровь», «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт», «Развитие животных с превращением и без превращения». С одной стороны, это не очень хорошо для развития у детей целостного понимания о классе земноводные, но с другой стороны, ученикам предоставляется возможность сравнения различных систем органов у представителей разных классов.
Прослеживается связь с практикой. Анализируемый учебник предполагает проведение 14 лабораторных работ, методика проведения которых приводится в конце параграфов.
В конце учебника располагаются оглавление и предметный указатель.
Тонкости педагогики:
Преемственность в словарной работе между дошкольным
учреждением и начальной школой
Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. Преемственность как понятие имеет широкий содержательный диапазон. Она рассматривается ка ...
Психологические основы непроизвольной памяти младших школьников
Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, ...
Методический эксперимент
Методический эксперимент включает в себя три этапа: Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент. Экспериментальной базой для нашего исследования является 8а класс ГОУ СОШ № 18 г.Сыктывкара. Учитель английского языка – Воронина Людмила Александровна. В эксперименте п ...