Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе.
Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формирования и развития семьи на Дальнем Востоке – государственную политику органов власти Российской Империи по заселению и освоению региона.
Ее направленность отражена в законодательной базе переселенческого процесса. Законодательство представлялось в виде череды принятых законов, которые порой противоречили друг другу, и тем самым наносили ущерб переселенческому делу, тормозили его.
Вместе с тем, оно развивалось логичным путем: законы регламентировали помощь и поддержку государства семьям переселенцев в местах выхода, в пути и в местах водворения.
Во второй половине ХIХ века законодательство способствовало переселению зажиточных крестьянских семей, которые с предпринимательским подходом относились к проблемам освоения восточной окраины. В начале ХХ века под давлением выступлений обезземелевших крестьян в европейской части России правительство приняло законы, способствовавшие переселению на восток многочисленных семей крестьянской бедноты, которые надеялись только на государственную помощь.
Именно в этот период в освоении региона окончательно закрепилась дотационная система. Вместо того, чтобы создавать условия для переселенцев, желающих проявить инициативу в деле освоения природных богатств дальневосточного региона, правительство на основе гарантировало им мизерную помощь.
Формирование семьи на Дальнем Востоке осуществлялось под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренним фактором стали семейные переселения в пределах Российской Империи из западных губерний на восток. Внешним фактором явились непланированные российскими властями проникновения на восточную российскую территорию азиатских иммигрантов – выходцев из Китая, Кореи и Японии.
Развитие семьи проходило под воздействием экономических, природно-климатических, социально-демографических и культурных условий среды обитания.
Основной формирующейся семьи стали этнические группы семьи восточных славян, азиатских иммигрантов и коренных народов.
Изучение многочисленных источников и литературы дает основание сделать вывод о том, что в изучаемый исторический период на Дальнем Востоке образовалась многочисленная группа восточнославянских традиционных патриархальных семей. Они состояли из представителей русского, украинского и белорусского этносов.
На Дальний Восток переселенцы прибывали в трудоспособном возрасте. Их семьи, в основном, являлись нуклеарными, то есть состояли из представителей двух поколений. Молодой возраст семей обусловил высокие показатели брачности и рождаемости, которые превосходили аналогичные показатели в европейской части России.
Сравнительный анализ восточнословянских и иммигрантских семей показал, что культура этих народов была совершенно различной.
Царские власти насаждали христианизацию семей коренных народов Дальнего Востока, преследуя при этом цель их скорейшего сближения с восточнославянскими переселенцами. Охотно принимая христианскую веру, большинство инородцев не понимало ее смысла, и по-прежнему было привержено старым верованиям.
Возникновение этнически смешанных семей обусловлено следующими предпосылками:
· численно восточнославянский этнос намного превосходил другие этнические группы и постепенно поглощал их;
· азиатские иммигранты и инородцы не имели многочисленных замкнутых поселенческих образований. Мелкими группами они селились вперемежку с восточнославянским населением и постепенно теряли свою обособленность;
· государственная политика русификации была направлена на унифицированное образование и введение русского языка как основного средства общения, а также на христианизацию и укрепление позиций православной церкви как официальной религии.
В социальной сфере смешанные браки способствовали переплетению культур в семейном быту. Однако непродолжительное существование семей на основе смешанных браков явилось причиной незавершенности процессов метисации.
Тонкости педагогики:
Классификация средств обучения
Существует несколько подходов к классификации средств обучения, в основу которых положены признаки, характеризующие определенные стороны их использования в процессе обучения. Основными из них являются характер воздействия на обучаемых; степень сложности изготовления и подготовки к работе; происхожд ...
Создание презентации с помощью Мастера автосодержания
После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку О ...
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение входит в сферу коммуникативно – общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения[10]. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Согласно Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н., чтение имеет следующую структуру: мотив, цель, ...