Письменная речь и задачи ее развития

Страница 2

В истории письменности можно различать три вида отношений между письменным знаком и мыслью. Первоначально появилось письмо пиктографическое (лат. pictus - нарисованный, греч. graphe - письмо). В таком письме мысль выражается при помощи схематических рисунков. Например, пиктограмма, изображающая всадника на коне и с палкой в руке, пять лодок с десятью черточками внутри каждой из них и черепаху с тремя кругами в овале, обозначает такую мысль: "Пятьдесят человек с вождем переправились на пяти лодках за три дня через озеро". Эти рисунки никак не связаны со звучанием слов данного языка.

Другим видом письма является идеографическое письмо (греч. idea - мысль). Оно и теперь еще применяется в Китае, пока не вступила в действие подготавливаемая реформа письменности. Идеограммы солнца или луны не являются рисунками, изображающими солнце или луну. Они условно обозначают соответствующие предметы. Идеограмма не связана со звучанием слов данного языка. Китайцы, говорящие на разных диалектах, по-разному произносят при чтении идеограмму солнца или луны, но понимают написанное одинаково. То же происходит и в других языках при цифровых обозначениях.

В большинстве современных языков применяется письменность, в которой буквами обозначаются звуки речи. Это речевое письмо. В этом письме буква не совпадает в точности с реально произносимыми и слышимыми звуками слов. Так, в русском языке буква "я" может обозначать два звука "j" и "а", т.е. "ja". Это различие между словом видимым, с одной стороны, и слышимым и произносимым, с другой, надо особенно учитывать на начальном этапе усвоения письменной речи.

Для овладения письменной речью должен быть создан переход от одного вида слов к другому. В процессе чтения вырабатывается переход от слова видимого к слову произносимому и слышимому. В процессе письма - обратный переход от слова произносимого (вслух или про себя) к слову видимому (при записи своей речи) или от слова слышимого - к слову видимому (при записи чужой речи).

Эти переходы должны специально вырабатываться, так как звуковой анализ и синтез слова видимого и слышимого различен. В устной речи говорящий и слушающий, хотя и различают каждый из звуков речи, но все же не дают себе полного отчета в звуковом составе слова. Не всякий из учеников I класса школы скажет, сколько, например, слов в таком предложении: "Ваня и Петя пошли в лес за грибами". Еще труднее им указать последовательность звуков в составе каждого слова. При записи же слов необходим сознательный анализ, т.е. полный отчет в звуковом составе каждого слова и отделение одного слова от другого. Письмо требует более высокого уровня анализа речи.

При чтении наиболее труден синтез элементов, так как слова пишутся буквораздельно. Экспериментальными исследованиями установлены три этапа овладения чтением (данные Егорова).

На первом этапе - аналитическом - ученик читает по отдельным звукам, переходя вскоре к чтению по слогам. Так как в результате такого чтения слова плохо синтезируются (произносятся не слитно, а слогораздельно), они плохо узнаются самим чтецом. Ученик недостаточно хорошо понимает текст, который сам читает, хотя тот же текст, прочитанный хорошим чтецом, понимается им хорошо.

На втором этапе - синтетическом - учащиеся нередко "торопятся" синтезировать элементы слова и угадывают слова, произнося их, хотя и слитно, но еще до того, как различат составные элементы слова. Вместо написанного "По полю бегут волки" читается: "Полем бегут волки". Эти ошибки нередко замечаются самим чтецом, что вызывает частые поправки и остановки, значительно нарушающие синтез всей фразы.

На третьем этапе - аналитико-синтетическом - обе стороны процесса (аналитическая и синтетическая) уравновешиваются, и достигается быстрый и точный переход от слова видимого к слову произносимому и слышимому. Это этап беглого чтения.

Задача обучения чтению в конечном счете сводится к тому, чтобы научить учащихся самостоятельно читать про себя. При таком чтении возникают новые задачи: учащийся должен не только понять текст, но и пересказать его. Требования к пересказу становятся контролем, регулирующим самостоятельное чтение про себя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании
Рассмотрим понятие профилактика наркомании. Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информац ...

Особенности позиции руководителя в детской субкультуре
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Щурковой Н.Е. предложен ...

Разработка учебно-технической документации
Назначение учебно-технической документации Учебно-техническая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы в мастерской приучились выполнять производственные задания по учебно-технической документации. Для этого необходимо заблаговрем ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru