Умения и знания детей об измерении вместимости сосудов (измерение жидкостей и сыпучих тел), как показывают исследования (Р.Л. Березина, Л. Георгиев и другие), находятся на самом низком уровне. Большинство детей не знают, например, как можно измерить молоко в кувшине: «Сантиметром», «Линейкой», «Смерить на весах», «Измерить по градуснику» и т.д. Их ответы свидетельствуют о том, что они далеки от практики измерения объемов жидкостей, и само слово измерить вызывает у них лишь знакомые ассоциации. Не знают дети, как правило, и названия меры для измерения объемов жидкостей. Некоторые называют лишь те мерки, которыми пользуются взрослые в своей бытовой жизни (поварешку, ковшик, стакан с ручкой, длинный стакан и др.). В рассказах же о покупках дети говорят, что они покупали с родителями литр молока или кваса, но, что литр есть мера, они обычно не знают. Отсутствуют у детей и четкие представления о разной вместимости сосудов, не знают они и приемов сравнения их объема.
Умение измерять различные объекты имеет большое значение для общего умственного развития детей, поэтому в программе работы с детьми старшего дошкольного возраста предусмотрено обучение измерению длины, массы и вместимости сосудов условными мерками.
В процессе обучения дети усваивают, что:
1. измерение позволяет дать более точную количественную характеристику измеряемого объекта;
2. между количеством мерок и их размером существует функциональная зависимость;
3. количество мерок находится в обратной зависимости от размера (чем меньше мерка, тем больше их количество при измерении одной и той же длины, массы, вместимости сосуда).
Опыт измерения условными мерками подводит детей к пониманию значения общепринятых мер и измерению как математической операции, посредством которой устанавливается, численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.
Итак, обучение способам измерения длины, массы и вместимости сосудов показало полную возможность развить у детей дошкольного возраста умение сравнивать различные виды про-тяженностей, масс предметов не только лишь на основе сенсорного восприятия и различения, но и понимания математического значения величины как ее количественного показателя.
Эмпирические знания детей, приобретаемые ими в жизни, в условиях обучения постепенно систематизируются, развивая умственную деятельность детей. «…Эффективность умственной деятельности, – пишет Ю.А. Самарин, – зависит не только от знаний, как таковых, но и от их большей или меньшей систематизированное».
Тонкости педагогики:
Механизм моторной алалии
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы: сенсомоторные; психологически ...
Преподавания как деятельность
Преподавание – один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной ...
Создание презентации с помощью Мастера автосодержания
После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку О ...