Ученика можно побудить к действию двумя основными способами:
принуждение. Основной мотив - соответствии требованиям взрослых. Имеем аналогию с внешней энергитизацией по Бейтсону [2]. Когда давление прекращается ученик действовать перестаёт.
помещение ученика в такую ситуацию, когда он видит значение действия для себя.
Во втором случае взрослый сообщает информацию, которая перестраивает действительность ученика: показывает, каким образом происходящее может быть значимо именно для него, демонстрирует образ результата или образ значимости результата. Очевидно, что на одно и то же «сообщение» от разных детей мы можем получить отклики различной силы.
Например, когда на школе при создании видеоработ встречались технические трудности, сбои компьютера некоторые дети продолжали терпеливо работать, а другие «теряли запал».
Самокоррекция
Необходимо удержание детей в контексте и удерживание темпа и определённого уровня продуктивности работы.
Самокоррекция в системе Школы выполняется на двух уровнях: общешкольном и групповом
На общешкольном уровне инструментом самокоррекции является рефлексия координаторов, проходящая каждый вечер в форме методологического семинара. Задача рефлексии координаторов - определение рамок на действие, (т.е. общего контекста) и понимание того, как содержание каждой группы и возможные направления её движения соотносятся с этими рамками. Основное содержание рефлексии (в отличие от общего заседания) – не конкретные ходы рабочих групп, а способы и основания их работы.
На групповом уровне
Управление работой группы может осуществляться двумя способами:
Внешнее управление. Инструментом самокоррекции являются консультанты, которые заходят в группы во время работы над задачей или члены групп сами к ним обращаются.
Рефлексивное управление - действие изнутри ситуации по отношению к ситуации в целом. Осуществляется координатором или детьми, если они способны к такого рода действию.
Тонкости педагогики:
Что формирует личность: наследственность или среда
С самого момента рождения влияния генов и среда тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь межд ...
Современные противоречия образования и пути их преодоления
Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить ...
Классификация физкультурных праздников
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ста ...